Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
14.01.2011

Академия в Севилье

Около 1600 года в Мадриде возник план создания учебной Академии художеств, в состав которой входили бы не только натурные классы, но и аудитории для лекций по перспективе, анатомии, математике.

Это было связано с необходимостью повысить статус профессии художника, а также избежать налогов и воинской службы, от которой учащиеся освобождались бы на время обучения. Этот план не удалось реализовать в Мадриде до 1744.

В Мадриде в 1606 году группа художников решила арендовать помещения для «академии искусства живописи», но это была скорее организация для совместной работы с натуры.

В Севилье в доме художника и писателя Франсиско Пачеко было организовано своеобразное училище, своего рода неформальная литературная академия, членами которой стали художники и любители словесности. Пачеко, не будучи крупным живописцем, остался в истории академической школы как автор трактата «Искусство живописи» («Arte de la pintura»), ставшего важным вкладом в испанскую художественную теорию XVII века. С раннего детства он жил на попечении своего дяди, также Франциско Пачеко, каноника – севильского собора. Пройдя обучение у Луиса Фернандеса (работал в 1542 – 1581) приблизительно в 1580-м, к 1585-му Пачеко уже работал как владелец мастерской, получив известность благодаря гуманитарным работам и поэтическим опытам. К этому времени относится его тесное знакомство с интеллектуальными кругами Севильи, особую роль сыграла его близость с духовенством, что выразилось в строгой и ортодоксальной требовательности к иконографии. Посещение им Кастилии в 1611 году существенно повлияло на его живописный стиль. В это же время он побывал в Мадриде, Толедо и Эскориале, где познакомился с местными живописцами, в том числе с Эль Греко. Пачеко создал в Севилье академию, куда вошел и Диего Веласкес, женившийся позже на дочери маэстро Хуане. В 1616-м муниципальным правительством Севильи Пачеко был назначен «наблюдателем над занятиями живописцев» (Veedor del Oficio de Pintores), и в 1618 трибунал инквизиции назвал его наблюдателем над священной живописью (Veedor de Pintura Sagrada). Он был обязан осматривать и подвергать цензуре работу своих коллег в Севилье. Это назначение подтолкнуло его к тому, чтобы искать должность живописца Короля (Pintor del Rey) в Мадриде при Филипе IV, но несмотря на поддержку зятя, Веласкеса, который тогда работал в Мадриде как живописец покоев (Pintor de Cоmara), назначение не состоялось. После появления в Севилье Франциско Сурбарана и Франциско де Херрера влияние Пачеко уходит в прошлое, хотя он и продолжает работать в городе.

Самые ранние датированные работы Пачеко, известные с 1589 года, являются примитивными, с жесткими, безжизненными фигурами (например «Христос, несущий крест», частная коллекция, Севилья), да и в более поздних картинах очевидны трудности с анатомией и перспективой. Гораздо более важной оказалась его деятельность в качестве теоретика искусства. «Искусство живописи» вышло в 1649 году, спустя пять лет после его смерти. Оно состоит из трех книг с приложением. Первая часть посвящена античности и значению живописи, определяемой автором как самое важное из искусств и средство, с помощью которого христианская вера преумножается и защищается. Во второй книге подводится итог теории Ренессанса, в том числе положениям Альберти и Леонардо да Винчи. Особое значение он придавал теории живописца Пабло де Кеспедеса Кордобана, которого лично знал и которым неизменно восхищался. В третьей книге пишется о практике правильной живописи, в связи с изучением природы и творчества великих художников. Показательно, что эти принципы остаются сугубо теоретическими, в собственной практике живописец не следует им. Произведения мастеров прошлого он знал преимущественно по гравюрам. Приложение к книге представляет собой набор иконографических формул.

В этом томе он собрал многие более ранние теоретические трактат, а также описание собственных представлений, сформировавшихся под влиянием идеологии контрреформации. В работе обсуждаются вопросы, бывшие предметом дискуссий в Академии Пачеко в Севилье среди дворян, лиц духовного звания, гуманистов, художников и литераторов, обычно собиравшихся в его мастерской. Самыми выдающимися его участниками были Фернандо Энрикес де Рибера, третий граф Алкалы, поэт Франциско де Риоха, антиквар и коллекционер Родриго Каро, иезуитский священник Хуан де Пинеду и поэт и живописец севильской школы Хуан де Хаури (ок. 1570-1649) – работ которого не сохранилось. В новеллах Сервантеса, с которым Хаури был в дружественных отношениях, есть упоминание о портрете автора новелл, написанном знаменитым Хаури. Современники высоко ценили его как поэта. Известным его сделали стихотворения, изданный в 1618 году, где автор заявил себя противником вычурности, свойственной стихам Гонгоры, и перевод «Аминты» Тассо.

Пачеко пишет о колористической одаренности уже более определенно, считая талант колориста важнейшей характеристикой выдающихся художников «... В наблюдении… над различными эффектами, которые производят свет и краски, всех превосходили Рафаэль из Урбино, Леонардо да Винчи, Антонио Корреджо и Тициан. Они с таким умением воспроизводили цвета, что их изображения кажутся скорее природой, чем искусством, передавая при изображении тела различные пятна, и оттенки, которые несведущий не умеет передать, в чем (по общему мнению) особенно Тициан старался достичь наибольшей славы. Также и Микеланджело, чтобы показать свои совершенные знания по анатомии, был несколько склонен к крайностям, преувеличивая мускулы в таких телах, где природа их показывает с большой нежностью и мягкостью, как, например, у юношей, у людей деликатного сложения и в других подобных случаях. Также и Тициан, чтобы показать красками величие своего гения, те части тела, на которые свет падал с наибольшей силой, имел обыкновение делать несколько светлее, чем показывал свет, вследствие чего и темное становилось несколько более затемненным...»*

Деятельность академии, которая существовала в Севилье в течение 1660-1674 года была ограничена рисованием с натуры.

 

Примечание:

* Среди сочинений Пачеко: Arte de la pintura: Su antigьedad y grandeza. Seville, 1649/R Madrid, 1990.

Descripciуn de verdaderos retratos de ilustres y memorables varones, ed. J. M. Asensio. Madrid, 1886/R Madrid, 1983.

J. M. Asensio, ed.: Pacheco: Sus obras artisticas y literarias. Seville, 1886.

Artists’ Techniques in Golden Age Spain: Six Treatises in Translation, trans. Z. Veliz. Cambridge, 1986.

 

Ольга Дубова

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com