Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
12.05.2014

Астана — город ХХI века

Астана — первый столичный город, основанный в начале третьего тысячелетия. Именно идея нового тысячелетия во многом определила планировку, облик и образ города. По мысли президента Назарбаева, столица должна представлять лицо нового мира.

За полтора десятилетия в соответствии с идеями Назарбаева в Астане осуществлена фантастическая метаморфоза.

В открытом, свободном пространстве возвысился рационально спланированный, воодушевляющий своим эпическим обликом футуристический город (автор генерального плана Астаны — знаменитый японский архитектор Косе Куракава).

Всемирную известность снискали монумент «Байтерек» (архитектурную группу возглавил известный в Казахстане и СНГ член СА, академик архитектуры, председатель СА Акмурзы Рустамбеков), развлекательный центр «Хан Шатыр» (архитектор Норман Фостер), Дворец мира и согласия (пирамида, построенная по принципу золотого сечения Фибоначчи), здания делового центра «Москва» (построены и спроектированы группой российских архитекторов), две золотые башни Дома министерств, здание министерства транспорта и коммуникаций, отель «Пекин-палас», жилой комплекс «Гранд-Алатау», состоящий из четырех высотных зданий (20, 28, 38 и 43 этажа), объединенных общей платформой. Строительство продолжается, каждый год вводится в строй новый архитектурный комплекс. Астану называют осуществлением мечты одного человека — президента страны, но строится она для всего народа, на благо людей.

В ансамбле Астаны выделяются два объекта Фостера — развлекательный центр «Хан Шатыр» и Дворец мира и согласия. Эти постмодернистские монументы ныне считаются символами Астаны, нового Казахстана и новой урбанистической архитектуры.

В Астане Фостер в полной мере реализовал свое призвание творца символических пространств, многомерных перспектив и пластических метафор. В его арсенале сказочные мосты над облаками, живые, пульсирующие стены, взмывающие в бесконечность шатровые башни, прозрачные сетчатые оболочки, невесомые сферические и волновые конструкции, здания-паруса и башни-кристаллы.

Фостер прозревает контуры древних легенд. Его воображение и мысль охватывают не только отдельные уникальные сооружения, но и пространства городов и природных ландшафтов. Его архитектурные образы обращены к миру природных форм и субстанций — волнам, ветру, струнам солнечных лучей, к планетарным сферам и астральным энергиям. В ансамблях Астаны ему удалось воплотить футуристические идеи и узнаваемые символы древних культур.

«Байтерек» — это замковый камень, символическое сердце всего ансамбля. В нем совместились космологические представления степных народов и современный архитектурный дизайн, древние легенды и образ будущего. Байтерек — древо жизни в восточной мифологии, его крона поддерживает небо, ствол принадлежит земной сфере, корни уходят в таинственный подземный мир. Высота монумента 97 метров, что ассоциируется с годом провозглашения новой столицы (1997). Вертикальные опоры венчает огромный стеклянный шар диаметром 22 метра. Внутри шара панорамный зал. Главная реликвия панорамного зала «Аялы — Алакан» («Ладонь милосердия»), оттиск ладони первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева — знак мира и согласия внутри страны и в целом на планете. В монументе совместились современные технологии и образы древней культуры казахов.

Одна из фундаментальных идей Фостера — создание ландшафта внутри большой архитектурной формы с прозрачной оболочкой. Идея сверхпространства осуществилась в футуристическом «Хан Шатыре» — огромной конической конструкции с прозрачной подвесной оболочкой. В основе замысла традиционные образы казахской юрты и шатра, объединенные в планетарную коническую форму. В сверхобъекте воплотилась давняя мечта Нормана Фостера об архитектуре вулканов, о новой Вавилонской башне, соизмеримой с масштабом современного мегаполиса. Торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр» — крупнейшее сооружение шатровой формы в мире. Внутри здания создана автономная среда, поддерживается благоприятный микроклимат, много растений, цветов, обилие солнечного света. Внутри гигантского шатра искусственный ландшафт тропической природы, воссоздана среда морского побережья, песок доставлен с Мальдив. Эта зона отдыха круглый год открыта для жителей города.

Другой архитектурный шедевр Астаны — Дворец мира и согласия, идея которого принадлежит Нурсултану Назарбаеву. Во дворце проводятся форумы международного масштаба. Президент выступил инициатором духовного единения народов, исповедующих разные религии.

Архитектурный комплекс центра Астаны спланирован по классической регулярной осевой системе: архитектурные объекты взаимодействуют по принципам симметрии и активных зрительных контрастов. Астана представляет собой непрерывный каскад уникальных архитектурных комплексов, скульптурных монументов, площадей, парков, зон отдыха. Концепцию наиболее значимых монументов разрабатывает лично Назарбаев.

Футуристические объекты Астаны органично совмещаются с памятниками, исполненными в классической европейской традиции. Ясно очерчиваются главные программные принципы — ансамблевость, пространственность, историзм, синтез классического наследия и древневосточных традиций.

Один из первых исторических монументов был воздвигнут в 1997 году в Алматы на площади Республики — монумент Независимости (авторский коллектив — Ш. Валиханов (руководитель), скульпторы А. Жумабаев, Н. Долбай, А. Боярлин, М. Мансуров, К. Суранчиев, К. Сатыбалдин, архитекторы К. Жарылгапов, К. Монтахаев.) В этом ансамбле выразились черты нового эпического стиля.

Четырехгранная стела высотой 28 метров возносит к небу символического «Золотого человека». На лицевой стороне стелы высечены надписи «25 декабря 1990 г. провозглашен государственный суверенитет Казахстана», «16 декабря 1991 г. объявлена государственная независимость Казахстана». У подножья обелиска на мемориальной доске отпечаток ладони президента, возлагаемой им на Конституцию во время присяги.

В основании стелы полукруглый стилобат с аллегорическими скульптурами — Мать-земля, Мудрец-небо, два мальчика на конях, олицетворяющие будущее. По внешнему периметру идет обрешетка художественного литья – десять сквозных рельефов со сценами главных событий в истории казахского народа. Привлекателен образ «Золотого человека» — правителя в высоком головном уборе, управляющего крылатым барсом. Герой мифологичен и исторически документален. В 1970 году в 50 километрах от Алма-Аты был обнаружен и раскопан курган «Иссык», содержавший захоронение человека в золотой одежде — потомка предводителя сакских племен, или члена царской семьи. Памятник датирован IV веком до н.э. В захоронении было найдено множество золотых предметов, статуэтки, оружие, сосуды. «Золотой человек» на крылатом барсе признан одним из национальных символов Казахстана, он изображен на штандарте президента.

Символом новой столицы стал комплекс «Казак Ели» («Казахский народ») на площади Независимости (создатели комплекса — архитектор Б. Тайталиев, скульпторы Н. Долбай, М. Мансуров, Б. Досжан).

В основе ансамбля классическая архитектурная форма — триумфальная колонна на массивном кубическом основании, увенчанная геральдическим изображением мифической птицы Самрук. Колонну фланкирует триумфальная арка со 120-метровой белой колоннадой. Ансамбль выполнен из белого мрамора, что символизирует чистоту помыслов и высокие стремления казахского народа. На лицевой стороне постамента расположена барельефная композиция «Первый президент»: президент Назарбаев в окружении молодых и пожилых людей произносит клятву верности родной стране и казахскому народу.

Монумент символизирует преемственность поколений, связь прошлого, настоящего и будущего. Колонну венчает распростершая крылья птица Самрук, символизирющая свободу и независимость.

Другой классический объект — Триумфальная арка, открытая президентом Назарбаевым в День Независимости. Высота монумента 20 метров, что символизирует 20-летие независимости страны. В нишах фасадов установлены бронзовые скульптуры аксакала-мудреца, женщины-матери, средневекового батыра и современного воина. Высота скульптур 4,4 метра. Арка облицована гранитом и мрамором теплого бежевого оттенка.

Астана расположена в зоне засушливого климата, поэтому для создания благоприятной среды сооружена обширная система фонтанов и водных каскадов. Украшение и гордость города — торжественная эспланада Водно-зеленого бульвара, расположенного по обе стороны от «Байтерека» и объединяющего три площади. Здесь установлены фонтаны, у каждого свой художественный облик, своя оригинальная техническая идея. Один из самых эффектных — цветомузыкальный фонтан вблизи величественного цветка «Байтерек». Когда наступают сумерки, включается подсветка, и действующий фонтан становится второй архитектурой — динамичной, красочной, усиливающей футуристические эффекты творений Фостера.

Астана плотно населена скульптурными произведениями. Здесь принципиальна позиция и роль акима (мэра) Астаны И.Н. Тасмагамбетова, который активно поддерживает скульпторов, оказывает помощь, способствует осуществлению талантливых, оригинальных замыслов. По его инициативе устанавливаются памятники и декоративные композиции.

В Казахстане сформировалась национальная скульптурная школа, чему в большой степени способствовала политика государства в области культуры. Диапазон форм и жанров необычайно широк: монументы, объединяющие архитектуру и скульптуру, исторические и портретные памятники, жанровая городская и декоративная парковая пластика. В 2005 году городские власти Астаны предложили скульпторам, дизайнерам разработать проекты украшения города малыми архитектурными формами и декоративными скульптурами. Результатом этой инициативы стал фейерверк оригинальных авторских произведений, изменивших облик города.

Замечательна серия скульптур «Горожане». Исполненные юмора, экспрессии и задора небольшие жанровые скульптуры удивительно корреспондируют с фантастическими творениями Фостера. На площади вокруг «Байтерека» размещена оригинальная сказочная скульптура, кажущаяся ожившими наскальными рисунками. Древний пеший воин с копьем, всадник на коне с чудо-птицей, танцующая девушка. Священный олень мчит девочку к Снежной королеве, верблюд с драгоценной поклажей идет по Великому шелковому пути.

На центральной линии бульваров, перед зданием национальной компании «КазМунайГаз» возник «Фонтан желаний» с оригинальной композицией из нержавеющей стали. Огромные сияющие кольца (подковы счастья) образуют цветок, отражающий водные блики. Автор необычной идеи — австрийская принцесса Габриелла фон Габсбург (исполнитель КазАртБронза). Рядом, в Парке влюбленных — романтическая композиция «Счастье мое» скульптора Толебая Ерболата.

1 июня 2010 года Назарбаев торжественно открыл памятник ханам Жанибеку и Керею на площади у здания Музея первого президента Казахстана в Астане. Их почитают как великих личностей, стоявших у истоков казахской государственности. Автор памятника Керею и Жанибеку — Мурат Амангельдиевич Мансуров — один из лидеров современной казахской скульптуры. Памятник решен в строгом классическом стиле. Художник нашел убедительные типажи эпических народных героев.

Мансуров с отличием окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной по специальности «монументальная скульптура» (1991). В 2006 году ему присвоено звание академика Академии художеств РК, с 2010 года он член правления Союза художников Астаны. С 1992 года создал множество монументальных произведений в Астане, Алматы, Павлодаре и других городах Казахстана.

М. Мансуров совмещает творческую работу и широкую организаторскую, общественную деятельность. Он член Государственной комиссии по приему памятников и монументов в РК, с 2010 — член городского художественного совета Астаны. Мастер поддерживает молодых скульпторов, привлекает к творческому сотрудничеству. По его инициативе проводятся международные симпозиумы по скульптуре. В 1998 году им организован международный симпозиум для «Парка скульптур» на площади перед зданием Конгресс-холла при поддержке И.Н.Тасмагамбетова, открытый президентом на фестивале «Шабыт».

М. Мансуров участвовал в организации первого Международного фестиваля «Жигер» в Астане (1999), 1-го Республиканского симпозиума «Промышленная скульптура и малые архитектурные формы» в Астане (2003), международного симпозиума в Павлодаре (2003).

В 2006 году в Астане по его инициативе проведены международный симпозиум по скульптуре и международная конференция с привлечением искусствоведов, кураторов и скульпторов мирового уровня. Практика международных симпозиумов стала неотъемлемой составляющей культурной жизни новой столицы Казахстана.

Мурат Мансуров — художник универсального диапазона, создает портретные памятники, многофигурные композиции, декоративные статуи, в его творчестве многоаспектно выражается историческая тема. Он непосредственно участвует в формировании новой художественной среды Астаны и других крупных городов Казахстана. Мансуров участвовал в осуществлении многих фундаментальных проектов в старой и новой столицах — монумент Независимости (Алматы), монумент Правосудия у здания Верховного суда (Астана), «Древо жизни» на новой площади перед зданием министерства финансов (Астана, 2000), статуя «Фемида» у здания КазГЮУ (Алматы, 2001), триумфальная арка «Мангилик Ел» (Астана, 2011).

Значительные работы Мансурова — скульптурная группа, установленная со стороны заднего фасада монумента «Казак Ели», монументальные статуи в нишах триумфальной арки в Астане (2011), участие в авторском коллективе по созданию Театра оперы и балета в Астане (2012).

Мансуров — мастер исторического портрета. Художник создал ряд портретных памятников выдающимся деятелям казахской истории и культуры Нового времени. Убедительно и лаконично художник воссоздает индивидуальные черты и внутренний духовный облик исторических героев. Памятники исполнены в традиции реалистической портретной скульптуры XIX–XХ веков. Таковы памятник Ш. Валиханову и Г. Потанину в Павлодаре (в соавторстве со скульптором Ермековым, 2012), памятник Калимжану Бекхожину а Павлодаре (открыт 9 октября 2013 года).

В 1998 году к презентации новой столицы у здания Верховного суда был торжественно открыт монумент правосудия. Мансуров создал его в соавторстве со скульпторами А.М. Нартовым и Н.А. Далбаем.

Трехфигурная композиция представляет трех великих биев, народных лидеров — Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би (Йтеке би), которые стали для казахов символом единства. Волей, мудростью, авторитетом триста лет назад бии объединили роды, племена и жузы. В драматический период борьбы Казахского ханства против джунгарского нашествия в конце XVII — начале XVIII века бии смогли сплотить народ для выхода из кризисной ситуации, сохранить и утвердить свой этнос. Бии разработали свод норм обычного права «Жеты жаргы», которые определили основные принципы государственного устройства и правопорядка в Казахском ханстве. В массивных, величественных фигурах биев Мансуров выразил неколебимую духовную силу народа.

Один из самых впечатляющих ансамблей Астаны — этнографический парк «Арай» («Утренняя заря»), где реконструируются исторические периоды — каменный, бронзовый, железный века, саки, гунны, тюрки, Золотая Орда, Казахское ханство, Улы Бабалар (в составе Российской империи), современный Казахстан. В парке установлены скульптурные портреты знаменитых правителей, полководцев, ученых, поэтов, в плане парк напоминает силуэт наскального «солнечного человека».

С  2007 года Масуров овеществляет историю, для парка «Арай» создает бронзовые статуи воинов в натуральную величину. В этой многоэтапной работе ярко проявилась приверженность художника к древней и средневековой истории Евразии (пешие воины и всадники, подготовка к поединку, внутренняя концентрация воинского духа, драматизм поединка).

Документально, детально передано древнее вооружение, военные костюмы разных эпох. Впечатляют фигуры тяжеловооруженных монгольских всадников, именовавшихся в войсках чингизидов «железными коршунами». Всадника и коня защищали металлические доспехи и пластины. Мансуров совмещает широкие культурно-исторические ассоциации. Он обратился к традиции древневосточных монументальных ансамблей, о чем свидетельствует оформление входа портала фигурами символических животных. Он избрал барсов как древний священный символ воинственных, свободолюбивых скифов, сарматов и других народов степи.

Фигурами могучих барсов, охраняющих вход, художник оформил архитектурные порталы Генеральной прокуратуры РК (2002) и нового здания этого ведомства в Астане (2012). Скульптор продемонстрировал еще одну грань своих возможностей — талант художника-анималиста, выражающего характер, силу, экспрессию могучего животного.

М. Мансуров сотрудничает с выдающимся российским ученым, искусствоведом, востоковедом Михаилом Голериком, специалистом по истории тюрков, истории оружия и военного костюма. Это дало возможность воссоздавать облик исторических эпох с документальной достоверностью. Оформление парка продолжается, планируется расширить тематический диапазон, показать разные аспекты материальной культуры степных народов.

Архитектурные и скульптурные ансамбли, монументы, зоны отдыха Астаны — уникальный пример органичного сплава новаторских идей и древних традиций, соединение элементов европейской и восточной культур.

Материал опубликован в журнале "Декоративное искусство" #5/416

Текст: Сергей Орлов

Фото предоставлены КазАртБронза

Изображения:

Хан Шатыр Архитектор Н. Фостер. Девушка с жатыгеном М. Мансуров, Т. Ермеков, театр «Астана-опера». Казак Ели, архитекторы К. Жарлыгапов, Н. Долбай, реконструкция, Б. Тайталиев, скульптурные композиции М. Мансуров, Н. Далбай. Барсы -Генеральная прокуратура, Республики Казахстан архитектор С. Букебай, скульптор М. Мансуров.

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com