Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
21.12.2011

«Без названия». 12-я стамбульская биеннале

12-я Международная биеннале современного искусства в Стамбуле (сентябрь-ноябрь 2011) исследует отношения между искусством и политикой, фокусируясь на произведениях новаторских по форме и открытых для политического прочтения.

Творчество кубинско-американского художника Феликса Гонсалеса-Торреса (1957–1996) — характерный пример такого рода художественной практики. На биеннале нет его произведений, но ее название и темы отсылают к его творчеству, а кураторы и участники вдохновлялись его минималистской эстетикой.

Кураторы биеннале Адриано Педрос (сокуратор 27-й Биеннале в Сан-Паулу, 2006) и Дженс Хоффман (директор Института современного искусства CCA Wattis в Сан-Франциско) отказались от привычной для ХХI столетия модели биеннале с замысловатыми названиями и сложной для понимания тематикой.

По мнению Гарет Хэррис, корреспондента «Artepinas», Стамбульская биеннале стала новым видом манифестации, более содержательной и менее растянутой, чем другие биеннале.

В ответ тем, кто развенчивает выставку как первичную форму кураторского и художественного выражения и отдает предпочтение вспомогательным событиям и программам (особенно в контексте биеннале), организаторы 12-й Стамбульской биеннале сосредоточивают внимание именно на Основном проекте. Он демонстрируется в пространстве бывших складов Antrepo 3 и 5, некогда принадлежавших таможенному комплексу и подвергнутых существенной трансформации архитекторами экспозиции Рью Нишигавой и Кацуо Сешимой. Экспозиционный лабиринт разворачивает перед зрителем многочастное шоу — 500 произведений 110 художников, объединенных в пять групповых выставок, в очень простых, лаконичных по решению пространствах (в «кабинетом стиле») и 50 солоэкспозиций, поддерживающих заданные темы.

Темы групповых выставок: «Без названия» («Абстракция»), «Без названия» («История»), «Без названия» («Паспорт»), «Без названия» («Росс») и «Без названия» («Смерть от огнестрельного ранения»). Три раздела напрямую соотносятся с конкретными работами Гонсалеса-Торреса, два других отсылают к произведениям близким по тематике.

Однако является ли искусство Гонсалеса-Торреса достаточно весомой основой для выставки? Ведь художник был примером специфического опыта жизни и художественной деятельности конца ХХ века. «Большинство из нас так или иначе ощущают, что мы находимся в ловушке, в пространстве «между», в погоне за удовлетворением своих желаний. Мы постоянно нарушаем разные границы», — сказал Ачим Борчардт-Хьюм, главный куратор галереи Уайтчапель в Лондоне. «12-я Стамбульская биеннале открывает пространство для размышления об этом посредством видения, чувствования, — способ, подходящий как для живущих в Стамбуле, так и для меня, прилетевшего из Лондона».

По мнению Ральфа Ругова, директора галереи Хейворд в Лондоне, точная и продуманная кураторская концепция 12-й Стамбульской биеннале создает определенную степень интимности, так как группа произведений соотносится с конкретными работами Гонсалеса-Торреса. В то же время на биеннале почти отсутствуют произведения, которые можно назвать зрелищными.

Мнения критиков в отношении достоинств групповых выставок разделились. Луиза Бак, корреспондент раздела «Современное искусство» в американской «Art Newspaper» (23.09.11), считает более удачными «Без названия» («История») и «Без названия» («Абстракция»). Выбор работ и их соотношение как с темой биеннале, так и друг с другом позволяет выявлять разные слои и уровни для трактовки. «Без названия» («Росс») и «Без названия» («Смерть от огнестрельного ранения»), с ее точки зрения, более буквальные и вымученные. А по мнению Ахима Борхарда-Хьюма, выставка работала лучше именно там, где представала более открытой, в разделах, посвященных желанию — «Без названия» (Росс). «Без названия» (Паспорт) — тоже вполне достойный раздел, отмечает Хьюм, однако здесь порой слишком четкое следование отработанной модели творческой деятельности, которую все ожидают увидеть у художников, работающих в определенных частях мира, например, на Ближнем Востоке.

Биеннале функционирует и как кабинет современных диковинок. Здесь много любопытных произведений молодых латиноамериканских художников.

Тем не менее, считают многие зарубежные критики, если мы не являемся эрудитами, знатоками искусства ХХ века, мы не поймем, о чем все это.

По мнению Каролины Кастро, корреспондента испанского журнала по современному искусству «Artishock» (21.09.11), это метонимическая биеннале, в которой все темы зависят друг от друга и существуют сами по себе.

Каждое произведение самодостаточно и предстает как часть целого. Это органичная биеннале, демонстрирующая, что искусство — живая материя, рождающая разные чувства и реакции, оно может изменять наше состояние души, наделяя способностью устремляться в будущее.

За время работы 12-й Стамбульской биеннале (17 сентября — 13 ноября) ее посетили около 110 тысяч человек. Почти 4 тысячи профессионалов: критиков, кураторов, музейщиков и галеристов, администраторов культуры и других представителей международного арт-сообщества, а также около 700 журналистов из Турции и 50 стран в дни предварительных показов.

Следующая биеннале будет проходить с 14 сентября по 10 ноября 2013 года.

Виктория Хан-Магомедова

Фото Ирина Сосновская

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com