Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
28.02.2012

Чудак из чешского городка

Тремя выставками в Мультимедиа Арт Музее открылся 9-й московский международный фестиваль "Фотобиеннале-2012".

Нынешний фестиваль – с американским уклоном (проходит в рамках года культурного обмена между Россией и США). С главной темой биеннале связана одна из открывшихся на Остоженке выставок: Ли Фриландер показывает нам "автомобильную Америку" в различных ракурсах. Британец Мартин Парр представил цикл снимков, сделанных на побережье Нью-Брайтона, недалеко от Ливерпуля. Наконец, впервые в России экспонируется большая подборка работ чеха Мирослава Тихого – человека-легенды, снимавшего в 60-е – 70-е годы в манере, близкой к наивному искусству.

Об американском культурном мифе, отраженном в фотографиях Фридландера, говорила на церемонии открытия биеннале директор музея Ольга Свиблова: "Он начинал карьеру в конце 50-х – начале 60-х, во времена Керуака, битников, множества книг и песен о том, что Америка "живет на колесах". Я не знаю фотографа, который бы так смачно показывал кабины авто. И очень важно, что мы в его фотографиях всегда видим перспективы – от придорожных закусочных до каньонов".

В экспозицию вошли два фотоцикла Фридландера: "Новые машины. 1964" и "Америка. Взгляд из машины", создававшихся с 30-летним промежутком. В этих снимках нет никакого нарочитого гламура и вообще, на первый взгляд эти фотографии кажутся сделанными небрежно, второпях. Автомобили на них совсем не похожи на те сверкающие металлом и стеклом чудеса автопрома из рекламных буклетов; они порой не вымыты и весьма потрёпаны. Это будничная, провинциальная Америка. Ее тайную сущность и красоту Фридландер пытался постичь, делая фотографии с водительского места, из машины, взятой на прокат во время путешествия.

Цикл Мартина Парра "Последний приют", созданный в середине 1980-х, – это фотоэссе об отдыхе простых британцев на пляже. Люди на берегу и у киосков с фастфудом, пожилые пары на скамейках, дети с банками "пепси" и мороженым, горы мусора, оставленного отдыхающими... Критика и публика поначалу отреагировали на этот цикл, выставленный в одной лондонской галерее, весьма прохладно, и даже посетивший экспозицию Андре Картье-Брессон отозвался о ней без всякой симпатии. Мартина Парра упрекали за грубый реализм и издевательства над рабочим классом. Но постепенно, с течением времени, зрителям открылись новые черты фотографа: остроумие и скепсис, едкая сатира на общество потребления, особый психологизм. Преувеличенная яркость цветов делает работы Парра схожими с живописью. Сегодня Парр признанный мастер "новой волны" в британской фотографии, авторитетный куратор и коллекционер, член агентства Magnum. Его нью-брайтонский цикл, некогда вызвавший скандал, ныне стал классикой.

Стал классиком фотоискусства и Мирослав Тихий, о котором еще лет 15 назад никто ничего не знал. Жил себе в чешском городке, в деревянном доме без водопровода бородатый немолодой мужчина, у которого было странное увлечение – украдкой фотографировать людей на самодельную фотокамеру. Эта камера, изготовленная из кусков фанеры, картона, обрезков дренажных труб, нитяных катушек и прочего подручного бытового материала, и сама являлась в каком-то смысле произведением искусства. Излюбленной натурой Тихого были женщины – самые обыкновенные жительницы чешской провинции, зачастую не красавицы. Эти кадры порой размыты, усеяны пятнами, на них не всегда видно лица, и вообще многое туманно и абстрактно. Но именно эта туманность производит впечатление. В авторском мире Тихого каждая девушка – Прекрасная Дама, а кустарно изготовленная и вручную оформленная фотокарточка – предмет искусства. В конце 90-х об этом фотографе-чудаке узнали в профессиональных фотографических кругах: с успехом прошли его выставки, появились статьи. Часть из них включены в буклет, напечатанный к открытию выставки "Художник с плохой камерой": получился отличный путеводитель по творчеству одного из самых легендарных маргиналов в европейском искусстве ХХ века.

Андрей Мирошкин

Фото Дарья Жмылева

 

Выставки проходят:

Мартин Парр "Последний приют", до 18 марта

Мирослав Тихий "Художник с плохой камерой", до 1 апреля

Ли Фридландер. "Новые машины. 1964" и "Америка. Взгляд из машины", до 15 апреля

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com