Артпроцесс

 
28.02.2012

Чудак из чешского городка

Тремя выставками в Мультимедиа Арт Музее открылся 9-й московский международный фестиваль "Фотобиеннале-2012".

Нынешний фестиваль – с американским уклоном (проходит в рамках года культурного обмена между Россией и США). С главной темой биеннале связана одна из открывшихся на Остоженке выставок: Ли Фриландер показывает нам "автомобильную Америку" в различных ракурсах. Британец Мартин Парр представил цикл снимков, сделанных на побережье Нью-Брайтона, недалеко от Ливерпуля. Наконец, впервые в России экспонируется большая подборка работ чеха Мирослава Тихого – человека-легенды, снимавшего в 60-е – 70-е годы в манере, близкой к наивному искусству.

Об американском культурном мифе, отраженном в фотографиях Фридландера, говорила на церемонии открытия биеннале директор музея Ольга Свиблова: "Он начинал карьеру в конце 50-х – начале 60-х, во времена Керуака, битников, множества книг и песен о том, что Америка "живет на колесах". Я не знаю фотографа, который бы так смачно показывал кабины авто. И очень важно, что мы в его фотографиях всегда видим перспективы – от придорожных закусочных до каньонов".

В экспозицию вошли два фотоцикла Фридландера: "Новые машины. 1964" и "Америка. Взгляд из машины", создававшихся с 30-летним промежутком. В этих снимках нет никакого нарочитого гламура и вообще, на первый взгляд эти фотографии кажутся сделанными небрежно, второпях. Автомобили на них совсем не похожи на те сверкающие металлом и стеклом чудеса автопрома из рекламных буклетов; они порой не вымыты и весьма потрёпаны. Это будничная, провинциальная Америка. Ее тайную сущность и красоту Фридландер пытался постичь, делая фотографии с водительского места, из машины, взятой на прокат во время путешествия.

Цикл Мартина Парра "Последний приют", созданный в середине 1980-х, – это фотоэссе об отдыхе простых британцев на пляже. Люди на берегу и у киосков с фастфудом, пожилые пары на скамейках, дети с банками "пепси" и мороженым, горы мусора, оставленного отдыхающими... Критика и публика поначалу отреагировали на этот цикл, выставленный в одной лондонской галерее, весьма прохладно, и даже посетивший экспозицию Андре Картье-Брессон отозвался о ней без всякой симпатии. Мартина Парра упрекали за грубый реализм и издевательства над рабочим классом. Но постепенно, с течением времени, зрителям открылись новые черты фотографа: остроумие и скепсис, едкая сатира на общество потребления, особый психологизм. Преувеличенная яркость цветов делает работы Парра схожими с живописью. Сегодня Парр признанный мастер "новой волны" в британской фотографии, авторитетный куратор и коллекционер, член агентства Magnum. Его нью-брайтонский цикл, некогда вызвавший скандал, ныне стал классикой.

Стал классиком фотоискусства и Мирослав Тихий, о котором еще лет 15 назад никто ничего не знал. Жил себе в чешском городке, в деревянном доме без водопровода бородатый немолодой мужчина, у которого было странное увлечение – украдкой фотографировать людей на самодельную фотокамеру. Эта камера, изготовленная из кусков фанеры, картона, обрезков дренажных труб, нитяных катушек и прочего подручного бытового материала, и сама являлась в каком-то смысле произведением искусства. Излюбленной натурой Тихого были женщины – самые обыкновенные жительницы чешской провинции, зачастую не красавицы. Эти кадры порой размыты, усеяны пятнами, на них не всегда видно лица, и вообще многое туманно и абстрактно. Но именно эта туманность производит впечатление. В авторском мире Тихого каждая девушка – Прекрасная Дама, а кустарно изготовленная и вручную оформленная фотокарточка – предмет искусства. В конце 90-х об этом фотографе-чудаке узнали в профессиональных фотографических кругах: с успехом прошли его выставки, появились статьи. Часть из них включены в буклет, напечатанный к открытию выставки "Художник с плохой камерой": получился отличный путеводитель по творчеству одного из самых легендарных маргиналов в европейском искусстве ХХ века.

Андрей Мирошкин

Фото Дарья Жмылева

 

Выставки проходят:

Мартин Парр "Последний приют", до 18 марта

Мирослав Тихий "Художник с плохой камерой", до 1 апреля

Ли Фридландер. "Новые машины. 1964" и "Америка. Взгляд из машины", до 15 апреля

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023