Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
05.04.2014

Денег полная кубышка

Семейство копилок необычайно разнообразно. Они бывают в виде людей, героев мультфильмов, зверей или даже целой скульптурной группы, а во второй половине XIX века среди них появились экземпляры с хитроумными механическими устройствами.

Эти изделия делают из всевозможных материалов, встречаются деревянные, металлические, керамические, фарфоровые, стеклянные, гипсовые, из папье-маше, кожи, а также современные пластиковые. Словом, за их долгую историю мастера перепробовали многие формы и материалы. В России история глиняной копилки начинается с традиционной кубышки — сосуда с широкими, крутыми боками и узким горлом. Старинные русские пословицы свидетельствуют о том, что слово «кубышка» было практически синонимом слова «копилка». По форме к кубышке близок один из самых древних (наиболее ранние относятся к древнеримскому периоду) и распространенных типов копилок — грушевидный или шарообразный сосуд с шаро- или шишковидным навершием. Популярность этой формы объясняется тем, что ее довольно легко изготовить на гончарном круге. «Скрутить» ее не сложнее, чем сделать горшок, но самое ответственное для гончара — завершить форму, сделать ту самую шишечку, которая венчает изделие. При общем принципе формообразования такие копилки имеют все-таки отличия в зависимости от места изготовления, а также от индивидуального стиля мастера. Вытянутый или приземистый силуэт, наличие подставки, которая делает копилку похожей на бокал, способы декорирования, а также различная форма шишечки — и вот уже не спутаешь испанскую копилку с украинской, а литовскую с русской. Разные традиции диктуют и силуэт, и ее размер. С одной такой копилкой произошла забавная история. Потомственный мастер Юрий Степанович Спесивцев из города Суджи Курской области к традициям относится ответственно и внимательно. Поэтому его изделия зачастую мало отличаются от тех, что изготавливали его отец и другие местные гончары. Привез однажды Юрий Степанович свою керамику, среди которой были и копилки, на ярмарку. А одна дама посетовала, что уж больно они невелики. «Так это только для золотых монет!» — нашелся мастер. Дама шутку оценила и купила копилку. Для украшения таких изделий гончары используют весь арсенал своих приемов: применяют глазурь, «налепы», роспись ангобом или красками, а иногда можно встретить рельефную композицию. Глазурь, или «полива», служит не только для красоты: она делает керамику более прочной и водонепроницаемой. Копейки и полушки защищены надежно!

Но не только шишечка или шарик могут завершать копилку. Можно встретить сферическую или грушевидную форму, служащую подставкой для птички или фигурки животного, особенно в тех деревнях, где наряду с гончарным сформировался промысел глиняной игрушки. Коровка или собачка могут существовать в виде игрушек, а могут украсить копилку.

Другой вариант, когда копилка — это часть фигуры. Традиционные чилийские игрушки выглядят так: над приплюснутой сферой, изображающей то ли своеобразную юбку, то ли просто абстрактную форму, возвышается торс человечка с музыкальным инструментом в руках. Делать копилку в юбке барыни догадался и мастер села доброе Липецкой области, никогда не видевший керамику Чили, Иван Константинович Пустовалов (1926–2001). Он придумал делать антропоморфные фигуры, основу которых, по словам мастера, являла «рюмка-перевертыш». «нижняя часть этой самобытной игрушки выполняется на гончарном круге — юбка, бочковидная или тюльпанообразная, а “ножка рюмки” — это корпус фигуры, из которой вытягиваются руки. Голова и детали крепятся дополнительно. Превращение такой игрушки в копилку происходило легко и логично: дно юбки закрывалось, а сверху проделывалось отверстие для монет»1. Копилки поражают разнообразием форм и фантазией мастеров. В каждой стране свои любимые сюжеты и герои: быки и кони, люди и их жилища, тыквы и грибы, фантастические создания. Все они могли нести и символический смысл. Особенно это касается фигурок животных: считалось, что сова помогает правильно распорядиться накоплениями, белка — быстро собрать средства, собака — сохранить сбережения.

В европейской традиции глиняной пластики часто можно встретить образ совы. Спутница Афины Паллады, богини ума, изобретательности, знаний, искусств и ремесел, сова считается символом мудрости. Это частый герой традиционной керамики и современных сувениров Европы. Сова оказалась также любимицей и украинских мастеров одного из самых значительных центров украинского гончарства — села Опошня Полтавской области. Дело в том, что по соседству, в селе Миськи Млыны, жил Леонид Афанасьевич Сморж (1927–2010), доктор философских наук, профессор, специалист в области эстетики и этики. Был он также страстным почитателем и коллекционером керамики опошнянских мастеров. В настоящее время в его доме находится музей, посвященный философу, а также его богатому собранию работ известных гончаров, среди которых есть и любопытная подборка керамических сов. Именно Леонид Сморж был первым заказчиком этого сюжета в старинном гончарном селе. Мастера опошни приноровились делать этих птиц на основе форм своих традиционных сосудов. Так на Украине появилась сова, спутница греческой богини мудрости.

Однако сколько бы ни было удивительных зверей-копилок, «ни одна из них не может сравниться по популярности с копилкой-свиньей, поистине «культовой фигурой финансового мира»2. Существует интересная версия, почему именно свинья стала самым популярным образом ко-пилочного зверинца. В средневековой Англии горшки изготавливали из дешевой рыжей глины — pygg, горшки — pygg jars — использовали для хранения соли и мелких монет. Со временем такая глина вышла из употребления, а слово трансформировалось в привычное — pig, к которому добавилось второе — bank. Но сосуды и копилки в виде свиньи существовали задолго до английского средневековья: известны китайские и малазийские свиньи-копилки, сделанные 1500 лет назад. Для древних китайцев кабан символизировал мужскую силу, плодородие и изобилие. Поэтому они сравнивали с этим животным своих правителей, наделяя их большой силой и яростью, присущей кабанам. «несмотря на исчезновение образа свиньи из индонезийской культуры с приходом ислама после 1520 года, копилка до сих пор называется там сelengan от сeleng — свинья»3 (там же). Но где бы ни создавали свиней-копилок, именно европейская традиция сделала их такими известными. Образ хрюшки, символ плодородия и процветания, оказался самым подходящим для копилки. В немецко говорящих странах свинья являлась символом счастья — Sparschweinchen – и благополучия как результат рачительной, бережливой жизни.

Во многих англоязычных странах название piggy bank (дословно «свинья-копилка») стало нарицательным и распространилось на копилки вообще, независимо от их сюжета. Но именно форма свинки оказалась настолько устойчивой, что сохраняется, даже когда копилка теряет свое функциональное назначение. Например, среди мексиканских копилочек можно встретить экземпляры не более пяти сантиметров от хвоста до пятачка. Конечно, много в такой малютке не накопишь, но традиция формы оказывается сильнее.

С размерами этих изделий связан и другой примечательный факт. Копилками становятся не только очень маленькие игрушки, но и довольно большие. Часто можно встретить крупные фигуры с прорезью для монет, например, в странах латинской Америки, которые поражают не только красотой, но и неудобством: кони и быки на длинных стройных ногах не вместят столько монет, сколько свинки-кубышки, к тому же они тяжелы даже без металла внутри. Такие скульптурки можно считать копилками только по форме. Невозможно изготовить терракотовую фигуру крупного размера из цельного куска глины без полости внутри и отверстий: при обжиге такой глиняный массив попросту взорвется, распадется на куски. Вот и стараются мастера приспособить это качество материала для практической пользы, обыграть пустоту внутри — можно сделать свистульку, если размеры подходящие, можно юбку барыни превратить в колокольчик, а можно «назначить» игрушку копилкой.

Интересны случаи совмещения разных функций. В тех странах, где свисток не является основой фигуры, а изготовляется отдельно и примазывается к скульптурке, ничто не мешает соединить копилку и свистульку в одной игрушке. Вот всадник на быке из Мексики, за спиной наездника прямо из спины быка-копилки торчит свисток. Так сначала копилка предназначалась для сохранения денег, была символом счастья и благополучия, служила полезным подарком ребенку, воспитывала бережливость. Сегодня она стала предметом интерьера, игрушкой или сувениром, но форма глиняной копилки хранит традицию ее использования и говорит о ее долгой истории.

На изображениях: Кубышка. Россия. Найдена на реке Медведица, Копилка, Япония, Копилка, Голландия.

1 Пастухова С.Ю. Традиционная керамика села доброе Липецкой области: рукопись.

2 Марченко-Мари Мария. Философия копилки: каталог выставки. Санкт-Петербургский музей игрушки. 2012.

Материал читайте в журнале "Декоративное искусство" #4/415

Текст: Марианна Обоева

Фото: И.Талызина

Все публикуемые объекты из коллекции автора

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com