Артпроцесс

 
31.07.2013

Диалоги и параллели Венецианской биеннале

Биеннале современного искусства в Венеции часто называют чемпионатом мира. Это действительно испытание не только для художников и кураторов, но и для зрителей.

Помимо основного проекта в Джардини и Арсенале, национальных павильонов там же и по всему городу, невозможно пропустить еще и параллельные выставки, которые с каждым годом захватывают все новые и новые пространства. Это сотни экспозиций, которые можно обойти, только имея хорошую физическую форму и немалую волю к победе. А у профессиональной публики в дни превью-просмотров ко всей программе добавляются еще и пресс-конференции, приемы и вечеринки. На биеннале давно пора ввести награды не только художникам, но и зрителям. Например, «Золотого льва», или хотя бы бесплатный каталог тому, кто посетит все проекты биеннальной программы. Тогда мы точно узнаем, что такое, в принципе, возможно.

В этом году официальная параллельная программа включает 47 проектов, они представлены на сайте биеннале. Программа, параллельная параллельной, формируется за счет подготовленных к открытию биеннале выставок государственных и частных институций, как местных, так и из разных стран мира, арендущих выставочные площади по всей Венеции.

Традиционно среди обязательных к посещению выставки музеев Франсуа Пино. В первом из них — Палаццо Грасси — тотальная инсталляция итальянского художника Рудольфа Стингела. Музей уже второй раз предоставляет свои пространства (5000 кв.м) под персональную выставку (первой была экспозиция Урса Фишера в прошлом году).

Рудольф Стингел родился в Италии, работал в Австрии, сейчас проживает в Нью-Йорке. На биеннале в Венеции 1993 года в Арсенале демонстрировался большой оранжевый ковер, созданный художником. На этот раз 7,5-километровое ковровое покрытие с увеличенным и растрированным восточным орнаментом занимает все стены палаццо и служат фоном для живописных работ художника. Среди них как абстракции, так и фотореалистичные воспроизведения репродукций средневековых скульптур, иногда покрытых узором или с частичными утратами.

В этой экспозиции все кажется не совсем тем, чем является. Живопись похожа на фотопечать на холсте, палаццо, декорированное коврами, — на дигитальное 3D-пространство. Это диалог Востока и Запада, классики и современности, архитектуры и медиальности, абстрактного и реалистичного. Диалогичны автопортрет немолодого усталого художника, открывающий выставку, и портрет недавно ушедшего из жизни австрийского художника Франца Веста в главном зале. А с учетом того, что главный диалог строится между художником и зрителем, вариации прочтения выставки множатся практически до бесконечности.

Выставка «Prima Materia» в Пунта делла Догана — втором музее Франсуа Пино — масштабное исследование кураторами Каролин Буржуа и Майклом Гованом сущности искусства. В экспозицию вошли около 80 работ художников из коллекции Пино, представляющих разные направления и виды искусства, с 1960-х годов до настоящего времени. Две из них можно увидеть уже перед музеем: видео Брюса Наумана, в котором злобный клоун кричит «no, no, no» (работа носит название «No, No, No Museum»/«Музей нет, нет, нет», 1987), и навес над входом в музей, сделанный Филиппe Паррено («Шатер»/«Marquee»).

Для демонстрации видеороликов Района Трекартина внутри музея была сооружена пляжная декорация (проект «Public Crop, Local Dock, Porch Limit»/ «Публичный урожай, местный док, граница крыльца», 2011–2013).

Центральную часть экспозиции заняли монументальные живописные пейзажи китайца Дзена Фанчжизи, специально созданные художником для пространства, называемого галереей «Куб». В другом зале показана связь авангардистких движений Mono-Ha /Arte Povera 1960-х — 1970-х в Японии и Италии.

Скульптуры Рони Хорн уже не первый раз участвуют в тематических экспозициях Пунта делла Доганы, что свидетельствует о важности для кураторов ее работ, позволяющих выявить связь абстрактного минимализма и экологического мышления.

Произведения Марио Мерца, Бриджет Райли, Романа Опалки, Тистера Гейтса, Ллина Фолкса, Пьеро Мандзони, Шерри Левина, Марлен Дюма и других участников выставки убедительно показали, как живопись, скульптура, инсталляции и перформанс — базовые элементы искусства, выделенные когда-то волей художника из мира визуальности, — оказываются вовлечены в вихри медиальности, новой первоматерии реальности и искусства.

Фонд Прада. «Когда отношения обретают форму: Берн 1969 / Венеция 2013». Куратор Джермано Челант, совместно с архитекторами Ремом Колхасом и Томасом Демандом в историческом палаццо Ка Корнер делла Реджина, построенном некогда одной из самых богатых и влиятельных семей Венецианской республики — Корнэр и где с 2011 года проходят выставки современного искусства фонда Прада, воссоздали знаменитую экспозицию швейцарского куратора и историка искусства Харальда Зеемана «When Attitudes Become Form», показанную в бернском Кунстхалле в 1969 году. Кроме оригинальных работ 69 художников из Европы и США (среди которых Йозеф Бойс, Ханне Дарбовен, Ив Кляйн, Джозеф Кошут, Сол Левитт, Ричард Лонг, Аллен Руппенсберг, Ричард Серра, Роберт Смитсон, Лоренс Вайнер, Ева Хессе, Саркис, Эдвард Кинхольц и другие) венецианскую выставку дополнили материалы и документы из личного архива Зеемана, его письма, видеодокументация выступлений и интервью.

Выставка 1969 года стала первым масштабным показом искусства 1960-х (концептуализма, ленд-арта, американского постминимализма, итальянского арте повера) в Европе и революционным событием в музейной практике, ознаменовавшим появление на арт-сцене фигуры куратора. Тогда художники, приглашенные для участия в этой выставке, делали работы прямо в Кунстхалле, ставшим на это время большой мастерской. Идею мастерской отражала и экспозиция выставки: произведения разных художников были соединены в одном пространстве, скульптуры и объекты размещались прямо на полу.

Сейчас трудно представить, чем эта выставка шокировала публику, так как приемы, использованные Зееманом, давно стали хрестоматийными, а работы художников вошли в собрания ведущих музеев современного искусства мира. Но в 1969-м за свои «художества» Зееман лишился места.

Куратор венецианского проекта, настаивая на том, что их выставка, именно воссоздание оригинала, не исключает, что диалог с палаццо выявит дополнительные смыслы и взаимосвязи представленных работ.

Программа государственных музеев Венеции в этом году открывалась в Музее Коррер вернисажем выставки живого классика, британского скульптора-абстракциониста Энтони Каро.

А в Музее палаццо Фортуни – большая ретроспектива Антонио Тапиеса, ушедшего из жизни год назад «Tаpies. Lo sguardo dell’ artista»/«Тапиес: глаз художника».

Кроме картин самого мастера, здесь представлены работы Пабло Пикассо, Франца Клайна, Джексона Поллока, Марка Ротко и Роберта Мазервелла из его личной коллекции, а также скульптуры и предметы, которые Тапиес привозил из путешествий по экзотическим странам.

В экспозицию включены и оммажи современных художников великому мастеру. Для воссоздания атмосферы мастерской в палаццо звучит музыка Арнольда Шенберга, Альбана Берга, Джона Кейджа, Антона Веберна и Джачинто Шельси.

Произведения Тапиеса, расположенные рядом с картинами других художников и собранных им артефактов, раньше находившихся в его доме, составляют привычное соседство и вступают в интересный диалог с раритетами, принадлежавшими Мариано Фортуни, художнику, коллекционеру и путешественнику, жившему в XIX веке.

Кураторы выставки Тони Тапиес, Наташа Хеберт, Даниела Ферретти и Аксель Вервордт создали захватывающую экспозицию-путешествие в творческую лабораторию художника, особый колорит которой придает аура палаццо Фортуни.

В Музее Ка' Пезаро кроме основной экспозиции, которую составляют работы, приобретенные государством на биеннале в конце XIX – начале ХХ века, представлена выставка «Под знаком Илеаны Соннабенд». Тридцать произведений искусства второй половины ХХ века от поп-арта до минимализма, концептуального искусства и арте повера (Дональд Джадд, Ричард Серра, Дэн Флавин, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и другие) из коллекции Илеаны Соннабенд — нью-йоркского арт-дилера и галериста. Это продолжение выставки, которая два года назад демонстрировалась в музее Пегги Гугенхайм.

Музей современного искусства Пегги Гугенхайм на этот раз представляет ранние коллажи американского экспрессиониста Роберта Мазервелла — 60 работ на бумаге 1940–1950-х годов из американских и европейских институций и частных собраний.

«Glasstress»-2013 — проект, который придумали пять лет назад куратор Роза Баровье Ментасти и искусствовед Лаура Маттьоли Росси, проходит уже в третий раз, экспозиции разместились на двух площадках в Венеции и на острове Мурано.

Мастерская «Berengo Fine Arts», созданная Адриано Беренго 1990 году, приглашает на Мурано как художников, уже знакомых со стекольным производством, так и тех, кто творит совсем в других материалах, предоставляя им возможность сделать работу из стекла. Тема проекта этого года -  «Стеклянность. Белый свет/Белый жар». В нем приняли участие 65 художников и групп, среди которых известные скульпторы Томас Шютте и Тони Крэгг (две стеклянные головы, изготовленные по эскизу Шютте, были проданы лондонскому коллекционеру за 200 тысяч евро) и российские художники Дмитрий Гутов, AES+F, Recycle, а также Илья и Эмилия Кабаковы.

Несмотря на количество звездных имен, выставка скорее напоминает методический кабинет гигантского сувенирного производства, впрочем, вполне успешного. По словам Беренго, его мастерская современного искусства приносит ему до 6 млн евро в год. Так что данная инициатива — это и один из примеров удачного использования потенциала креативности современного искусства в антикризисных целях.

Прикладной характер проекта особенно очевиден при сравнении «Glasstress» с выставкой музейного уровня, подготовленной фондом Джорджо Чини «Хрупкое?»/«Fragile?», которая проходит на острове Сан-Джорджио. На ней представлены работы со стеклом таких художников, как Марсель Дюшан, Йозеф Бойс, Ай Вэйвэй, Дэмиен Херст, Джованни Ансельмо, Яннис Кунеллис, Майкл Крейг-Мартин, Лоуренс Вайнер, Моника Бонвичини, Лучано Фабро, Мона Хатум, Джозеф Кошут и других.

 

Еще одна блистательная выставка на Сан-Джорджио, которую ни в коем случае нельзя пропустить, — большая ретроспектива британского художника Марка Куинна, одного из представителей «Young British Artists» («Молодых британских художников»), также организованная фондом Чини. В Венецию привезли 50 произведений Марка Куинни, 13 из которых ранее не экспонировались. При этом гигантскую скульптуру «Беременная Элисон Лаппер», хорошо видную с площади Сан-Марко, наверняка запомнят даже те, кто не сможет побывать на самой выставке. На набережной острова Сан-Джорджио вдоль причала яхт расположилась также серия огромных раковин «Археология искусства», и трудно представить более подходящее для них место.

Как всегда, между выставками много пресечений — и тематических, и по составу авторов.

Проект «The grace of a gesture» Лоуренса Вейнера представлен на его персональной выставке в палаццо Бембо и на борту вапоретто, а его же работа входит в экспозицию выставки «Хрупкое?» на Сан-Джорджио.

На второй выставке международной премии фонда Виктора Пинчука для молодых художников «Future Generation Art Prize», которая на этот разместилась в палаццо Контарини, среди 20 художников из 16 стран мира лауреатом Гран-при стала африканка Линетт Ядом-Боакье, она же участник основного проекта биеннале.

На острове Джудекка совместная выставка художников Павла Альтхаймера (Польша) и Анатолия Осмоловского (Россия) «Точки пересечения параллельных прямых», организованная фондом «Виктория — искусство быть современным». Павел Альтхаймер — участник основного проекта в Арсенале.

А художники российской группы АЕС+Ф представлены, кроме проекта «Glasstress», также в павильоне Венеции в Джардини.

В новом пространстве арт-империи Пино — Teatrino, рядом с палаццо Граци, можно посмотреть видеопрограмму, в которую входит работа «Days without Red» Анри Сала, албанца, живущего в Германии, представляющего на этой биеннале Францию в национальном павильоне в Джардини.

Групповая выставка художников из разных стран «Персональные структуры» в палаццо Бембо — настоящий Вавилон авторских высказываний и стратегий (среди 80 художников и арт-групп — Йоко Оно, Отто Пине, из наших соотечественников — Женя Шеф и Дмитрий Шорин), системообразующим фактором этой экспозиции стала не столько кураторская воля, сколько планировка дворца.

Ту же роль для всей биеннале играет архитектура Венеции, что подтверждают лучшие проекты, как например, получивший «Золотого льва» павильон Анголы в палаццо Чини. В него стоило зайти уже ради того, чтобы осмотреть дворец и его собрание, в последнее время закрытые для публики. Но очередь в павильон появилась только после оглашения решения жюри, которое возглавляла куратор Британского музея современного искусства (Tate) Джессика Морган. «Золотой лев» в категории «Лучший павильон» был присужден художнику Эдсону Чагасу и всей кураторской команде ангольской экспозиции за отражение жизни страны с ее сложностями и противоречиями, а также за лаконизм экспозиционного решения и тактичность, с которой произведения современного художника были включены в интерьер палаццо и музейную коллекцию.

Новую версию диалога с шедевром Андреа Палладио — базиликой Сан-Джордже Маджоре — предложил британский дизайнер-минималист Джон Поусон, создавший оптический прибор в форме перевернутой сферы с кристаллической линзой от компании Swarovski «Перспективы». На прошлой биеннале в базилике размещалась инсталляция Аниша Капура «Вознесение», которая визуализировала идеальное, генерируя столб белого дыма, воспарящий к куполу храма. Так возникают диалоги и параллели во времени и пространстве, делающие Венецианскую биеннале одним из самых ожидаемых событий международной художественной жизни.

 

Ирина Сосновская

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№1/422 2017
Декоративное искусство № 1/Лето 2017 | 30.08.2017
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023