Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
21.03.2012

Дневник наблюдений Криса Маркера

Московский музей современного искусства не остался в стороне от событий "Фотобиеннале 2012": открылась выставка Криса Маркера "Фильмы и фотографии"

Нынешняя фотобиеннале уже успела порадовать москвичей выставками классиков вроде Уильяма Кляйна и Мирослава Тихого и рассказать о таких ярких фигурах, как человек-хамелеон Лю Болинь. Московский музей современного искусства также не остался в стороне от происходящего: на двух этажах филиала музея на Тверском бульваре открылась выставка Криса Маркера "Фильмы и фотографии".

Экспозиция сформирована главным образом из фотосерий. Первые две из них открывают выставку, окружая зрителя собирательными кинообразами. 18 фотографий "Немого кино" являются стопкадрами из видео, которое можно увидеть здесь же — на каждом из пяти телевизоров, объединенных в общую видеоинсталляцию. Черно-белые кадры, застывшие в момент трансформации, внешне напоминают дадаистские коллажи, хотя, конечно, в них нет того внутреннего отрицания собственной деятельности, которая была присуща дадаистам. Маркер, напротив, любуется полученными изображениями, наслаждается формой, а вовсе не отрицает ее. На противоположной стене располагаются четыре цветные киноафиши — непременный атрибут синефильской культуры. Эта часть экспозиции служит прекрасным введением в творчество французского режиссера и фотографа.

Пройдя между фотогравюрами, большая часть которых — вариации произведений Дюрера, попадаешь в соседний зал, полностью отведенный под 36 фотографий из серии "Который ей час?". Увидев в стихотворении Эзры Паунда "Призраки лиц в толпе / Лепестки на мокрых черных сучьях" руководство к действию, Маркер спустился в парижское метро и стал делать снимки пассажирок. Местами его опыт скрытой съемки напоминает транспортно-бытовые зарисовки Семена Файбисовича, а кое-где — фотопоэзию Сола Лейтера.

Второй этаж практически полностью занят серией "Корейцы", сделанной во время поездки в Северную Корею в 1957 году. Несмотря на то, что Маркер приехал в еще не до конца восстановленную после страшной братоубийственной войны страну, у жителей которой не зажили ни физические, ни душевные раны, к нему отнеслись радушно и без подозрения, не мешали фотографировать. Уже скоро это станет невозможно. Маркер поймал идеальный момент, что позволило сделать объективный репортаж о Корее. Здесь есть и экзотика вроде подбитого танка посреди рисового поля и образы, которые позже вполне одобрила бы северокорейская пропаганда: поезд, рассекающий горную, лесистую местность, полоса густого дыма от паровоза — вертикаль проекта по постронению нового общества над первобытной мощью природы. Некоторые снимки поймали встречу старой Кореи с новой, рвущейся к социализму в тогдашнем его понимании: женщина, с ребенком за плечами, рассматривает дивный плакат с космическим кораблем.

Единственная претензия к организаторам выставки возникает, когда видишь, что из фильмов Маркера демонстрируются самые известные — "Без солнца" (1983) и "Взлетная полоса" (1962). На счету режиссера более пяти десятков фильмов, большинство из которых неизвестны российскому зрителю, причем это именно документалистика наблюдений, которая была бы как нельзя кстати среди отчетов о поездке в Северную Корею и лиц, запечатленных в подземке, но нам показывают "the best of".

 

Сергей Гуськов

Фото Дарья Жмылева

Выставка продлится до 29 апреля 2012, МMOMA, Тверской б-р, 9

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com