Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
24.11.2011

Дом конструктивизма в Цюрихе

Дом конструктивизма (Haus Konstruktiv) – швейцарский Фонд конструктивного и конкретного искусства, основанный частными лицами в 1986 году.

"Произведения искусства становятся визуальными и

духовными предметами повседневного обихода"

Макс Билл

С недавних пор фонд располагается в новом помещении недалеко от центральной улицы Цюриха в реконструированном здании бывшей электростанции. Лаконичный «сухой» фасад лофта, серые бетонные плоскости, динамика сохраненных металлических скрепов в интерьере, лабораторно-яркое освещение – все это не только идеальное пространство для тематической экспозиции, но и архитектурный образ, на равных располагающийся на территории «конкретного искусства».

Фонд, как изложено в его девизе, продвигает «конструктивное, конкретное и концептуальное искусство и дизайн» и в этом году отмечает 25 лет, но свою историю швейцарское «конкретно-конструктивное» ведет с 1936 года1. Тогда в Цюрихе состоялась выставка «Актуальные вопросы в швейцарской живописи и пластике» с участием молодых художников Макса Билла (выпускника «Баухауза»), Рихарда Пауля Лохзе, Камиллы Грезэр, Верены Левенсберг, Фрица Гларнера и других. Через год появился «Альянс» – объединение современных швейцарских художников. Специфика политической жизни Швейцарии сказалась в данном случае в том, что ее художественная жизнь практически не изменилась в период Второй мировой войны. В эти годы швейцарцами создавались хрестоматийные живописные произведения геометрической абстракции, а «Альянс» проводил выставки в Цюрихе и Базеле, причем в последнем на выставку «Конкретное искусство» в художественной галерее были также приглашены участвовать неизвестные, но перспективные молодые художники.

В послевоенные годы лидер объединения Макс Билл (1908–1994) развил обширную разностороннюю деятельность: получил первый приз на Бразильской биеннале в Сан-Паулу (1951), стал первым ректором открытого Ульмского университета и в 1960-м курировал цюрихскую выставку «Конкретное искусство: 50 лет развития». Это было время, когда «конкретное искусство» в Швейцарии оказалось на пике художественной борьбы: авангардной были объявлены «горячая» жестикуляционная абстракция – информель и американский абстрактный экспрессионизм, художественная общественность и местные критики выказывали свое расположение умеренной «парижской школе». Билл сумел проявить себя как искусный стратег, объединив в международную коалицию: цюрихское «конкретное искусство», бразильский конструктивизм, американскую «живопись жестких контуров», минимализм, французскую «Группу исследования визуального искусства» и показав, совместно с молодыми швейцарцами Андреасом Кристеном, Жаном Байером и Карлом Гестнером. Именно с 1960 года «конкретные формы» и «конкретное оформление» обретают программность и вдохновляют эстетику повседневного, появляются понятия «швейцарская графика», «швейцарская типографика» и «швейцарская форма», ставшие для многих тогда каноническими и культовыми.

Основание швейцарского фонда конструктивного и конкретного искусства, по мнению его основателей, означает завершение исторического периода и начало нового этапа возрастания интереса к этому направлению искусства. Инициаторы фонда Готтфрид Хонеггер, Джек Васер, Бригитта Васер-Риффэль основали учреждение, которое «имеет целью, согласуясь с общемировой культурной миссией, оказывать общественно-полезное содействие конструктивному, конкретному и концептуальному искусству и дизайну». Фонд прошел свой путь с неизбежными амплитудными колебаниями, от серьезных достижений до нешуточных кризисов, от смены учредителей и конфликта с идеологами до весомых финансовых вливаний, приобретения и реконструкции сегодняшнего здания. Среди значимых моментов в истории Дома конструктивизма были ретроспективные выставки практически всех упомянутых швейцарских художников этого направления; интегрирование нескольких десятков произведений в постоянную экспозицию, в том числе из частных собраний; инсталлирование в постоянную экспозицию знаменитого минималистского интерьера в мондриановском ключе – столовой Рокфеллера в его нью-йоркской квартире, выполненной в 1963–1964 годах Фрицем Гларнером и выкупленной фондом в 1980-е; открытие в 2010-м юбилейной выставки к столетию развития конструктивного, конкретного и концептуального искусства и празднование в 2011-м двадцатипятилетия со дня основания фонда.

Один из крупных выставочных проектов Дома конструктивизма «Все конкретное» был ввиду своей масштабности, разбит на две части. История конструктивного, конкретного и концептуального искусства была показана более чем в столетнем своем развитии на двух последовательных выставках, где демонстрировались около 400 произведений. Экспозиция строилась на ясно заявленном образовательном принципе: в хронологической последовательности были представлены главные события, имена, произведения, где возможно, проиллюстрированные оригиналами работ. Охват имен отличался завидной широтой: Джакометти, Брак, Балла, Кандинский, Делоне, Дюшан, Малевич, Тео ван Дусбург, Мондриан, Гроппиус, Вантонгерлоо, Арп, Раушенберг, Клее, Уорхол, Польке, Бойс, Рихтер, Вазарелли… Конечно же, были упомянуты группы и объединения «Мост», «Де Стайл», «Баухауз», «Дада», «Зеро». Приведенные имена дают представление как собиралась доказательная база - и «от противного», отталкиваясь от идейных оппонентов «конкретного», и с упоминанием важнейших вех истории искусств в целом – от пейзажа Сезанна до манифеста Бретона. Как сообщали в сопроводительных материалах устроители, они показывают разносторонние презентации «конкретного искусства», в основе которого заложены ясность и осмысленность. Зрителей приглашали к путешествию во времени по художественной истории с начала ХХ века и до сегодняшнего дня, в котором у этого искусства возникают «новые аспекты, новые ракурсы, новые медийные и технические возможности». Из новейших фактов, упомянутых в демократичной музейной книжечке «Учебные материалы для выставки “Все конкретное”» (с подробными текстами и черно-белыми иллюстрациями), приведу один. Организаторы настаивают на актуальности своего направления, сообщая следующее: в 2005-м в городке Вальденбух (Баден-Вюртемберг, Германия) на основе обширного частного собрания появился Музей Риттер (несложно догадаться, о какой всемирно известной марке и ее владельцах идет речь). Тема собрания – квадрат в новейшем и современном искусстве, уже собрано более 700 произведений: живопись, графика, объекты, скульптуры, в чьей художественной концепции квадрат был исходным пунктом или целью. «История пишется далее…» – так заканчивается текст музейного буклета.

Четыре этажа прекрасной, меняющейся экспозиции, под крышей – библиотека профильной литературы и периодики, на первом этаже – киоски книг и сувениров, бесплатные буклеты желающим узнать о фонде в целом и текущей выставке в частности, – все это стало вроде бы повсеместным и обязательным европейским хорошим тоном. Однако понятно, что такие институции не просто фиксируют, систематизируют, углубляют историю искусств и занимаются ее популяризацией, они, не останавливаясь, продолжают работать над летописью заявленного направления, не смущаясь насыщать ее именами местных художников и тем самым резервируя им место во всеобщей истории. Остается только подтвердить особую швейцарскую, какую-то эталонную идентичность формы и содержания – настолько здесь все конструктивно, конкретно и концептуально.

Антон Успенский

1. Определение «конкретного искусства» дал лидер этого движения немецкий художник и теоретик искусства Тео ван Дусбург в манифесте «Фундамент конкретного искусства», напечатанном в апрельском номере журнала «Art Concret» за 1930 год: «Мы заявляем: 1. Искусство универсально. 2. Прежде чем возникнуть, произведение искусства должно быть полностью продумано и оформлено в голове. В нем не должно быть ничего кажущегося естественным, чувственным или сентиментальным. Мы хотим совершенно исключить лиризм, драматизм, символизм и тому подобное. 3. Картина должна быть создана исключительно из пластических элементов, а именно – из плоскостей и тонов. У изобразительных элементов, а следовательно, и у картины, нет иного значения, кроме того, чем они являются сами по себе. 4. Построение картины, так же как и ее элементов, должно быть простым и доступным визуальной проверке. 5. Техника должна быть механистичной, то есть точной, антиимпрессионистичной. 6. Требуется абсолютная ясность»  (Цит. по: Демпси Эми. Стили, школы, направления: путеводитель по современному искусству. М.: Искусство-XXI век, 2008. С. 159.

 

Материал опубликован в журнале "Диалог искусств" № 2, 2011

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com