Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
14.05.2014

Эвангелатос — наследник минойских мастеров

Искусство создания ювелирных украшений, возникшее более пяти тысяч лет назад, было значительной частью греческого культурного наследия. Археологические находки на Крите и островах Эгейского моря демонстрируют высокую эстетику и технику ювелирных украшений минойской цивилизации. Произведения из серебра и золота создавались как для экклесиастических целей, так и для светской публики.

После падения Византийской империи греческая ювелирная школа получила новый импульс в XVII–XVIII веках, когда изделия из драгоценных металлов и бронзы стали исполняться в новой технике, со сложной гравировкой, выбивкой или филигранью. Это неоэллинистический период греческого ювелирного искусства.

В XIX веке с созданием нового греческого государства общая тенденция паневропеизма снижает значение местной традиции в производстве ювелирных украшений. Но переосмысление современной греческой идентичности в первой половине ХХ столетия снова приводит к переоценке традиционных культурных ценностей не только по отношению к древнегреческой цивилизации, но и более позднего времени, что способствует, в частности, бурному развитию греческого ювелирного искусства.

Начиная с 1950-х годов появление туристической индустрии формирует спрос на греческие украшения, копии или стилизациями музейных образцов. В это время ювелирные изделия производятся на больших фабриках. Квалифицированные мастера, такие как Лалаунис и Золотас выводят греческую ювелирную промышленность на международный уровень.

В 1960-е годы в Греции возник интерес к международному стилю «арт и крафт», к украшениям ручной работы, использованию в них природных материалов, необязательно ценных, к ювелирным украшениям из серебра. Эти тенденции оказываются близки традициям неоэллинистического производства ювелирных украшений предыдущих веков. Характерен опыт ювелира А. Леонтараки, который, следуя традициям мастерской своего отца, стал создавать серебряные украшения в современной эстетике.

Пионером в области авторского ювелирного искусства стала София Фанопулу, известная под псевдонимом Марулина, она оказала большое влияние на развитие греческого художественного ювелирного производства. Ее произведения, в которых сочетались различные материалы, вызвали интерес в артистической среде как в Греции, так и за ее пределами, включая знаменитостей, среди которых были и актрисы Грета Гарбо, Элизабет Тейлор, посещавшие ее ателье на острове Миконос.

Однако параллельно с мастерами, производившими изделия в классическом стиле, начали появляться художники-ювелиры, увлеченные поиском авторского стиля. Эти две тенденции обусловили характер современного ювелирного искусства Греции. Интерес к традициям и переосмыслению художественных ценностей народной культуры возникли в 1970-х, когда общественный вкус отразил прогрессивные движения того времени и либерализацию греческого общества.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов в греческую ювелирную индустрию приходят художники из других сфер искусства, они в значительной мере обогатили ее эстетику.

Это целая плеяда авторов (Такис, Теодорос, Кавалиерати, П. Пармакели, Илиу, И. Вурлуми, Н. Каванкини, Л. Фанураки, П. Лоренцану, К. Тазедаки, И. Иосифидис, Г. Эвангелатос и другие), занимавшихся ювелирными украшениями параллельно с другой художественной деятельностью или полностью перешедших в эту сферу из других областей творчества.

Благодаря материалам, которые использовали эти художники, их работы воспринимаются прежде всего не аксессуарами костюма, а художественными произведениями. Творческая идея по-прежнему оставалась важнее, чем материал украшения, драгоценный или обычный. Позже эта тенденция продолжилась при использовании нехудожественных объектов, интегрированных в украшения, таких как циферблаты часов в работах Франгаки, а также привела к использованию необычных материалов, например тканей или плексигласа у Корментза и даже промышленных материалов (титан у Василеу).

Эксперименты в творчестве ювелиров продолжались и в 1980-е годы, но вновь стал возрастать спрос на драгоценные материалы. Ювелирные изделия стали показателем социального статуса и были востребованы в тех социальных слоях, для которых украшения раньше считались непозволительной роскошью.

Такая тенденция в 1980-е годы еще не стала общей, сохранялся довольно высокий интерес к художественной ценности украшений по сравнению с простыми, но дорогими вещами или совмещению этих двух качеств. Однако в начале 1990-х годов художественный аспект теряет свою значимость, украшения, в которых идея художника не выполнена из драгоценных материалов, перестали интересовать покупателя. На внутреннем рынке вновь востребованы украшения в основном из золота и драгоценных камней. Ювелирная индустрия следовала этим вкусам и требованиям массового коммерческого производства. Но некоторые художники все же пытались удовлетворять свои творческие и профессиональные амбиции, они-то и сформировали новые запросы рынка. Такая ситуация сохранялась и в 2000–2010 годах.

Григорис Эвангелатос соединил в своем творчестве многие тенденции греческого ювелирного искусства последних сорока лет. Он принадлежит к поколению мастеров, пришедших в новую для него область творчества в середине 1970-х. Актер театра и кино Эвангелатос, известный по картинам Тео Ангелопулоса, рисованием занимался на любительском уровне. В конце 1960-х годов он увлекся дизайном одежды с использованием традиционных материалов, таких как натуральный шелк от Суфли и кружевные изделия ручной работы. Его модели производили небольшими партиями, они были известны в основном среди людей искусства, тех, кого объединяло общее образование и кто предпочитал ярко выраженную индивидуальность в одежде.

Одновременно Эвангелатос начал изготавливать ювелирные украшения из меди и морской гальки. Постепенно он стал применять серебро и некоторые полудрагоценные камни, обычно не используемые в ювелирных украшениях. Однако для него ювелирное дело все еще было любительством, средством самовыражения, и эти работы становились подарками для покупателей его одежды.

Джени Карези, актриса и подруга Эвангелатоса, которой он часто преподносил такие подарки, убедила его заняться этим профессионально. Так появился первый бутик «Гьортани», специализировавшийся на украшениях ручной работы и мелкой кабинетной пластике, как, например, ножи для резки бумаги. Как правило, они были изготовлены в единичном экземпляре и привлекали своей уникальностью.

Ювелирные работы Эвангелатоса того периода — это в основном большие колье, браслеты, кольца или броши из серебра, часто в сочетании с медью или бронзой и полудрагоценными камнями (лунным камнем, кораллом), а также деревом или галькой. В них заметно влияние византийских и традиционных греческих украшений, а также пристрастие к натуралиям у представителей хиппи. Эти вещи асимметричны и многоцветны.

В 1970-е годы стиль Эвангелатоса постепенно изменяется: он создает свои первые броши в форме листьев оливы, которые станут наиболее характерными его произведениями. Этот мотив будет использоваться в различных вариантах все последующие годы. Одновременно Эвангелатос экспериментирует с обжигом, что придает его изделиям вид вещей с давней историей. В 1980-е годы художник закрывает «Гьортани» и организует мастерскую, откуда поставляет свои изделия в магазины, специализирующиеся на продаже художественных украшений и предметов ручной работы. Он использует золото и в очень изящных украшениях, и в крупных, добивается двуцветия в работе с черненым серебром, продолжает работать с контрастными материалами, сочетая необработанную гальку с инкрустацией золотом и драгоценными камнями.

В 1990-е годы Эвангелатос расширяет масштабы производства, начинает работать с 22-каратным золотом, чаще обращается к древнегреческим мотивам. В коллекциях художника изделия часто составляют серии, в которых повторяются природные формы — бабочки, птицы, стрекозы. И по-прежнему, несмотря на трудности в экономике, большая часть его работ — уникальные украшения по индивидуальным заказам.

Снижение покупательской активности сегодня вызывает серьезный кризис в греческом ювелирном производстве. Пока рано оценивать его последствия, но переход к дешевым импортируемым украшениям опасен исчезновением древней традиции греческих ювелирных изделий ручной работы.

Возможно, художественная ювелирная индустрия, как традиционная, так и авторская, найдет выход, к которому неоднократно прибегала в прошлом – использованию более дешевых материалов ради сохранения художественного качества.

Материал опубликован в журнале "Декоративное искусство" #5/416

Текст: Елса Андриану, Мила Радивоевич

Перевод с греческого: Полина Шарапова

Фото предоставлены: авторами

 

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com