Искусство создания ювелирных украшений, возникшее более пяти тысяч лет назад, было значительной частью греческого культурного наследия. Археологические находки на Крите и островах Эгейского моря демонстрируют высокую эстетику и технику ювелирных украшений минойской цивилизации. Произведения из серебра и золота создавались как для экклесиастических целей, так и для светской публики.
После падения Византийской империи греческая ювелирная школа получила новый импульс в XVII–XVIII веках, когда изделия из драгоценных металлов и бронзы стали исполняться в новой технике, со сложной гравировкой, выбивкой или филигранью. Это неоэллинистический период греческого ювелирного искусства.
В XIX веке с созданием нового греческого государства общая тенденция паневропеизма снижает значение местной традиции в производстве ювелирных украшений. Но переосмысление современной греческой идентичности в первой половине ХХ столетия снова приводит к переоценке традиционных культурных ценностей не только по отношению к древнегреческой цивилизации, но и более позднего времени, что способствует, в частности, бурному развитию греческого ювелирного искусства.
Начиная с 1950-х годов появление туристической индустрии формирует спрос на греческие украшения, копии или стилизациями музейных образцов. В это время ювелирные изделия производятся на больших фабриках. Квалифицированные мастера, такие как Лалаунис и Золотас выводят греческую ювелирную промышленность на международный уровень.
В 1960-е годы в Греции возник интерес к международному стилю «арт и крафт», к украшениям ручной работы, использованию в них природных материалов, необязательно ценных, к ювелирным украшениям из серебра. Эти тенденции оказываются близки традициям неоэллинистического производства ювелирных украшений предыдущих веков. Характерен опыт ювелира А. Леонтараки, который, следуя традициям мастерской своего отца, стал создавать серебряные украшения в современной эстетике.
Пионером в области авторского ювелирного искусства стала София Фанопулу, известная под псевдонимом Марулина, она оказала большое влияние на развитие греческого художественного ювелирного производства. Ее произведения, в которых сочетались различные материалы, вызвали интерес в артистической среде как в Греции, так и за ее пределами, включая знаменитостей, среди которых были и актрисы Грета Гарбо, Элизабет Тейлор, посещавшие ее ателье на острове Миконос.
Однако параллельно с мастерами, производившими изделия в классическом стиле, начали появляться художники-ювелиры, увлеченные поиском авторского стиля. Эти две тенденции обусловили характер современного ювелирного искусства Греции. Интерес к традициям и переосмыслению художественных ценностей народной культуры возникли в 1970-х, когда общественный вкус отразил прогрессивные движения того времени и либерализацию греческого общества.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов в греческую ювелирную индустрию приходят художники из других сфер искусства, они в значительной мере обогатили ее эстетику.
Это целая плеяда авторов (Такис, Теодорос, Кавалиерати, П. Пармакели, Илиу, И. Вурлуми, Н. Каванкини, Л. Фанураки, П. Лоренцану, К. Тазедаки, И. Иосифидис, Г. Эвангелатос и другие), занимавшихся ювелирными украшениями параллельно с другой художественной деятельностью или полностью перешедших в эту сферу из других областей творчества.
Благодаря материалам, которые использовали эти художники, их работы воспринимаются прежде всего не аксессуарами костюма, а художественными произведениями. Творческая идея по-прежнему оставалась важнее, чем материал украшения, драгоценный или обычный. Позже эта тенденция продолжилась при использовании нехудожественных объектов, интегрированных в украшения, таких как циферблаты часов в работах Франгаки, а также привела к использованию необычных материалов, например тканей или плексигласа у Корментза и даже промышленных материалов (титан у Василеу).
Эксперименты в творчестве ювелиров продолжались и в 1980-е годы, но вновь стал возрастать спрос на драгоценные материалы. Ювелирные изделия стали показателем социального статуса и были востребованы в тех социальных слоях, для которых украшения раньше считались непозволительной роскошью.
Такая тенденция в 1980-е годы еще не стала общей, сохранялся довольно высокий интерес к художественной ценности украшений по сравнению с простыми, но дорогими вещами или совмещению этих двух качеств. Однако в начале 1990-х годов художественный аспект теряет свою значимость, украшения, в которых идея художника не выполнена из драгоценных материалов, перестали интересовать покупателя. На внутреннем рынке вновь востребованы украшения в основном из золота и драгоценных камней. Ювелирная индустрия следовала этим вкусам и требованиям массового коммерческого производства. Но некоторые художники все же пытались удовлетворять свои творческие и профессиональные амбиции, они-то и сформировали новые запросы рынка. Такая ситуация сохранялась и в 2000–2010 годах.
Григорис Эвангелатос соединил в своем творчестве многие тенденции греческого ювелирного искусства последних сорока лет. Он принадлежит к поколению мастеров, пришедших в новую для него область творчества в середине 1970-х. Актер театра и кино Эвангелатос, известный по картинам Тео Ангелопулоса, рисованием занимался на любительском уровне. В конце 1960-х годов он увлекся дизайном одежды с использованием традиционных материалов, таких как натуральный шелк от Суфли и кружевные изделия ручной работы. Его модели производили небольшими партиями, они были известны в основном среди людей искусства, тех, кого объединяло общее образование и кто предпочитал ярко выраженную индивидуальность в одежде.
Одновременно Эвангелатос начал изготавливать ювелирные украшения из меди и морской гальки. Постепенно он стал применять серебро и некоторые полудрагоценные камни, обычно не используемые в ювелирных украшениях. Однако для него ювелирное дело все еще было любительством, средством самовыражения, и эти работы становились подарками для покупателей его одежды.
Джени Карези, актриса и подруга Эвангелатоса, которой он часто преподносил такие подарки, убедила его заняться этим профессионально. Так появился первый бутик «Гьортани», специализировавшийся на украшениях ручной работы и мелкой кабинетной пластике, как, например, ножи для резки бумаги. Как правило, они были изготовлены в единичном экземпляре и привлекали своей уникальностью.
Ювелирные работы Эвангелатоса того периода — это в основном большие колье, браслеты, кольца или броши из серебра, часто в сочетании с медью или бронзой и полудрагоценными камнями (лунным камнем, кораллом), а также деревом или галькой. В них заметно влияние византийских и традиционных греческих украшений, а также пристрастие к натуралиям у представителей хиппи. Эти вещи асимметричны и многоцветны.
В 1970-е годы стиль Эвангелатоса постепенно изменяется: он создает свои первые броши в форме листьев оливы, которые станут наиболее характерными его произведениями. Этот мотив будет использоваться в различных вариантах все последующие годы. Одновременно Эвангелатос экспериментирует с обжигом, что придает его изделиям вид вещей с давней историей. В 1980-е годы художник закрывает «Гьортани» и организует мастерскую, откуда поставляет свои изделия в магазины, специализирующиеся на продаже художественных украшений и предметов ручной работы. Он использует золото и в очень изящных украшениях, и в крупных, добивается двуцветия в работе с черненым серебром, продолжает работать с контрастными материалами, сочетая необработанную гальку с инкрустацией золотом и драгоценными камнями.
В 1990-е годы Эвангелатос расширяет масштабы производства, начинает работать с 22-каратным золотом, чаще обращается к древнегреческим мотивам. В коллекциях художника изделия часто составляют серии, в которых повторяются природные формы — бабочки, птицы, стрекозы. И по-прежнему, несмотря на трудности в экономике, большая часть его работ — уникальные украшения по индивидуальным заказам.
Снижение покупательской активности сегодня вызывает серьезный кризис в греческом ювелирном производстве. Пока рано оценивать его последствия, но переход к дешевым импортируемым украшениям опасен исчезновением древней традиции греческих ювелирных изделий ручной работы.
Возможно, художественная ювелирная индустрия, как традиционная, так и авторская, найдет выход, к которому неоднократно прибегала в прошлом – использованию более дешевых материалов ради сохранения художественного качества.
Материал опубликован в журнале "Декоративное искусство" #5/416
Текст: Елса Андриану, Мила Радивоевич
Перевод с греческого: Полина Шарапова
Фото предоставлены: авторами