Артпроцесс

 
12.05.2014

Фотограф-летописец кочевого быта

Экспедиция к казахам Семипалатинской области стала одной из первых поездок С.М. Дудина как ученого и вошла в историю Музея антропологии и этнографии как одна из самых крупных и результативных. Материалы по результатам экспедиции планировалось показать в русском павильоне Всемирной выставки 1900 года в Париже.

Самуил Мартынович Дудин был птенцом большого гнезда —российской Академии художеств, где учился в мастерской живого классика Репина, что подталкивало ученика к традиционалистской позиции в искусстве. Он был на хорошем счету среди других учеников мастера, и тот хвалил его за живописность, за «прекрасно и верно» написанные этюды наравне с таким крупным живописцем, как Малявин. В числе прочих отличившихся выпускников Дудин получил право на пенсионерскую поездку во Францию. В своем письме учителю из Парижа он подробно описывает неудачи с жанровой картиной, причиной чему является «невыдержка и неумение справиться с большой отсебятинной работой». Позже Дудин сделал осознанный выбор в пользу объективизирующих художественных практик, чему значительно помогло постоянное продолжительное и успешное участие в научных экспедициях с выдающимися учеными — В.В. Радловым, В.В. Бартольдом и С.Ф. Ольденбургом. Одновременно с учебой в академии (которую он окончил в 1897-м) Дудин охотно участвовал в этнографических экспедициях в качестве рисовальщика, и это дополнительно дисциплинировало его как художника, внимательного свидетеля и объективного фиксатора. Причем и живописные и рисовальные работы, сделанные в экспедициях, устраивали Дудина направленностью, своим, как он писал, «преимуществом документальности». Естественными стали его интерес и обращение к возможностям фотографического дела. В то время русские живописцы не обольщались эстетическими ресурсами фотографии и, напротив, уже отвели ей весьма конкретное и ограниченное место в ряду прочих подручных инструментов художника.

В мае — июне 1899 года Академией наук и Этнографическим бюро В.Н. Тенишева была организована экспедиция к казахам Семипалатинской области. Материалы по результатам экспедиции планировалось показать в русском павильоне Всемирной выставки 1900 года в Париже. Экспедиция стала одной из первых поездок С.М. Дудина как ученого и вошла в историю Музея антропологии и этнографии как одна из самых крупных и результативных.

Дудин-фотограф ценил прежде всего описательные функции фотографии, главные и необходимые в экспедиционной работе. Причем Дудину-автору — художнику, ученому, фотографу, иллюстратору, этнографу органически присуще желание объективации, и он рассматривает свою миссию как служение культуре для фиксации и сохранения ее в визуальном формате. Дудин практически сразу, после первых экспедиций, представлял, для чего послужат его фотоработы и где они будут экспонироваться — в пространстве музея, и стиль фотографа-художника был производным от этого строго организованного выставочного пространства (например, создание экспозиции для Парижской всемирной выставки 1899 года). В целом дудинские фотографические работы отличают плотная композиция, выстроенность композиционного баланса кадра, внимательная работа с деталями и стаффажем. Максимальное отдаление от эстетики модного в тот период пикториализма органично как для темперамента, так и для художнической позиции Дудина, склонного к объективации, к транслированию визуальной информации с наименее возможным посредничеством авторского эго художника. Его можно назвать фотографом-медиатором.

После экспедиции Дудин передал в МАЭ объемную коллекцию своих фотографий (пластинок и отпечатков) из кочевой жизни казахов Семипалатинской области — около 500, а также старинные бытовые предметы и рисунки. Для своего времени казахская фотоколлекция С.М. Дудина была наиболее полной. Как пишет В.А. Прищепова, «по разнообразию тематики и количеству снимков ее вполне можно считать фотографической энциклопедией традиционного казахского быта. С годами научное значение этих материалов лишь возрастает».

Дудин придерживался строгой методичности при сборе своей коллекции, например, при изучении кочевого жилища он сделал множество систематизирующих фотографий: юрта, техника ее сборки и обкладывания войлоком, внутренний вид и отдельные детали переносного жилища, двери, предметы убранства, резные кровати, процесс ухода за кошмами, а также изготовление и покупка частей юрты на знаменитой Куяндинской ярмарке, где он сам приобретал многие вещи для музеев. Во время поездки 1899 года Дудин много фотографировал на этой, наиболее значимой для всего степного региона Куяндинской ярмарке. Здесь, в долине речки Талды, с 25 мая по 25 июня в 1848–1930 годах собирался торг, на который съезжались жители Казахстана, Сибири, Урала, Средней Азии и Китая, проходили схватки борцов, выступления циркачей и народных поэтов — акынов и конные соревнования. Основательно и методично собирал Дудин изобразительный материал о различных сторонах кочевого образа жизни, об одежде (варианты мужской и женской; богатых и бедных казахов), о занятиях (скотоводство, земледелие, охота), ремеслах (кузнечное, ювелирное, сапожное, столярное, ткачество), об утвари, о музыкальных инструментах и даже девичьих и подростковых прическах.

В нескольких экспедициях (в 1893 и 1899–1903 годах) по Семиреченской, Семипалатинской, Ферганской областям и Алайской долине Дудин фиксировал и собирал образцы казахского народного орнамента. Художник составил альбом из 60 копийных рисунков, выполненных им с вниманием ученого и любовью рисовальщика. Это листы ватмана большого формата в технике акварели или гуаши – резные и расписные украшения казахской мебели, вышивок, фрагменты ковров и войлочных изделий, чеканки по металлу, тиснения по коже. Дудин писал: «В целях ясности орнамента как моей основной задачи на своих рисунках я умышленно ослабил передачу материала и способов обработки, строго придерживаясь только точного рисунка и тонов. Масштаб же оставляю крупным по возможности, чтобы уменьшением его не исказить мелких деталей орнаментов». По замыслу Дудина законченный альбом должен был состоять из 350 листов, все таблицы сопровождаться пояснительными комментариями, каждую часть альбома планировалось предварять вступительными текстами: «У меня имеются орнаменты следующих народностей края: туркмен, киргиз, каракиргиз, сартов, узбеков. По технике и материалу они распадаются на группы». В начале XX века Дудин предложил музею Академии художеств купить у него альбом акварельных рисунков казахского орнамента, образцы которого были собраны им за многие годы экспедиций по Семипалатинской, Сырдарьинской областям и Алайской долине. На заседании Совета Академии художеств в марте 1906 года он представил альбом орнаментов из 57 таблиц для решения вопроса о его приобретении. Совет проголосовал за выдачу художнику аванса в размере 600 рублей для окончания работ по составлению альбома. В апреле 1907 года Советом было решено купить для библиотеки Академии художеств альбом из 60 таблиц и выдать С.М. Дудину 800 рублей, что было свидетельством достойной оценки современниками работы исследователя казахской орнаментики. Полноцветные, иллюминированные вручную рисунки не утрачивают со временем своей научной ценности и остаются одними из главных документальных источников по изучению и сохранению прикладного искусства Казахстана. В настоящее время альбом орнамента хранится в Музее Академии художеств. Позже Дудин переснял свои рисунки, и сейчас негативы с отпечатками и авторскими аннотациями принадлежат коллекции МАЭ.

Стремление к точности и документальности не противоречили художническому типу Самуила Мартыновича Дудина и, вероятно, были его призванием. Уходя от возможностей проявления субъективной воли творца, он поступался своими художническими способностями, перенося точки опоры на объективное знание, научные методы и исследовательский энтузиазм.

Материал опубликован в журнале "Декоративное искусство" #5/416

Текст: Антон Успенский

Фото предоставлены музеем антропологии и этнографии РАН

Изображения: Самуил Дудин "Девочка в традиционном костюме",Инв. №1199-34

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№1/422 2017
Декоративное искусство № 1/Лето 2017 | 30.08.2017
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023