Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
20.01.2012

Фотонеореализм Италии

Выставка "Фотография и неореализм в Италии, 1945-1965" в Центре фотографии имени братьев Люмьер.

Итальянский неореализм – уникальное культурное явление, оставившее след как в кинематографе, так и в фотографии (хотя вторая ипостась гораздо менее известна). В России прежде не устраивалось выставок фотографов-неореалистов – при том, что фильмы этого направления с успехом шли в свое время на отечественных экранах. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. В Центре им. братьев Люмьер открыли выставку "Фотография и неореализм в Италии, 1945-1965", подготовленную Центром исследования и архивирования фотографии Италии, Итальянским Институтом культуры в Москве (а также при поддержке Министерства культуры РФ) и уже показанную во Франции, Италии, США. В экспозиции – 127 работ лучших мастеров этого направления.

Здесь многое напоминает если и не о сюжетах, то по крайней мере о технике и "атмосфере" неореалистических фильмов. Это – Италия без всякого "туристического" глянца; трудовая, бедно живущая, но не унывающая страна. На фотографиях – обитатели римских предместий и небольших городков на Сардинии, пожилые колоритные продавщицы помидоров и лука, спящие мужчины (бездомные?) в зале ожидания венецианского вокзала, крестьяне на полевых работах, дети, виды деревушек в горах, религиозные праздники, баркасы и сохнущие рыболовные сети, сети разных видов, очень много сетей. Такое ощущение, что вся послевоенная Италия вышла на рыбный промысел. Карло Бевилакуа снял одного рыбака сквозь мелкоячеистую сеть – и издали этот кадр кажется изыском фототехники. Неореалисты в своих декларациях боролись с "буржуазным эстетизмом" и стремились показывать жизнь "как она есть", но сами создали довольно-таки изысканный, художественно убедительный стиль. Один из лидеров и идеологов направления, Луиджи Кроченци, считал, что для фотографа важны не отдельные кадры, а создание некоего связного фоторассказа или, как он выражался, "недвижущегося фильма на печатной странице".

Неореалисты фотографировали в самых разных регионах страны – в Апулии, Сицилии, Марке… Выступивший на открытии выставки посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди с особым удовольствием отметил, что увидел на некоторых снимках и свои родные места (он родом из Фриули – а именно в этой области появилась в 1955 году одна из знаменитых неореалистических фотогрупп).

"Почему именно галерея, специализирующаяся на отечественном фотоискусстве, – принимает у себя эту выставку? Мы хотим дать посетителю возможность сравнить советскую и итальянскую фотографию 1940-1950-х годов, чтобы зритель нашел сходства и различия этих двух замечательных фотошкол", – сказала на церемонии открытия куратор Центра им. Люмьер Наталья Григорьева. Одной выставкой фотографий, кстати, этот итальянский проект не ограничится: в залах центра для посетителей будут демонстрироваться фильмы послевоенных лет, в том числе прославленный "манифест неореализма" – лента "Рим, открытый город" Роберто Росселини.

Андрей Мирошкин

Фото Владимир Куприянов


Выставка продлится до 26 февраля, Центр фотографии имени братьев Люмьер

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com