Артпроцесс

 
23.12.2011

Габриэле Базилико «Вертикальная Москва». Городские метаморфозы глазами итальянского фотографа

В Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, открылась выставка итальянского фотографа Габриэле Базилико «Вертикальная Москва».

«Несмотря на всe безобразие каждой из составных частей,

общий вид города был чрезвычайно красив,

но источник этой красоты был непонятен.

С Россией всегда так… любуешься и плачешь…»

В. Пелевин «Чапаев и пустота»

Выставка проходит в рамках Года итальянской культуры и итальянского языка в России. Идея создания фотографий с видами постсоветской Москвы принадлежит архитектору Умберто Дзанетти, который выступил в роли куратора московской выставки. К проекту был привлечeн фотограф Габриэло Базилико. Итальянский фотограф был выбран не случайно. Он является признанным мастером индустриального и постиндустриального пейзажа.

Проект возник в связи с потребностью западного зрителя увидеть изменения, произошедшие в городском пейзаже стремительно меняющего свой облик города. Западной аудитории, как отмечает Дзанетти, были интересны эти изменения. Вероятно, интерес вызван ещё и информационным голодом, который возник в связи с политикой "железного занавеса", существовавшей в СССР. В доперестроечный период в принципе был бы не возможен такой проект, ведь Габриэло Базилико для своей съемки выбрал неслучайный ракурс и точку съемки. Он снимал город с вершин семи сталинских высоток (Котельническая, Красные ворота, Ленинградская, Баррикадная, МИД, Украина и МГУ), расположенных в стратегически важных частях города. C них город просматривается довольно далеко, почти до окраин. Что несомненно способствовало интересу иностранной аудитории.

Выставку изначально показали в Париже и Милане, затем в 2008 году была выпущена книга Габриэле Базилико "Вертикальная Москва". Ее название - не просто ракурс выбранный фотографом для съемки, оно символично. Это взгляд устремленный вверх, в будущее. Авторы статей в книге «Вертикальная Москва», основываясь на фотографиях, сравнивают планы реконструкции Москвы 1935-го, 1947-го и то, что с ней происходило в постперестроичный период (последние 15 лет). Поэтому фотографии Базилико имеют несомненную историческую ценность не только для западной аудитории.

Взгляд фотографа, это взгляд из вне, стороннего наблюдателя на город, в котором мы живем и привыкли видеть с другого ракурса, воспринимая его фрагментарно. Видеть с другого ракурса, как в прямом, так и в переносном смысле. То, что встречаешь каждый день, становится обыденным, и вдруг раскрывается в своем многообразии. Не только красотой центральных улиц и переулков, но и уродливыми панельными высотками, заводами и зияющими дырами (снесенные гостиницы Россия и Москва, леса прикрытые баннерами, за которыми не видно фасадов реконструируемых домов).

Интересно было наблюдать за реакцией зрителей на выставке. Каждая фотография детально изучалась, особенно представителями старшего поколения. Затем следовало обсуждение места съемки, с какой из семи сталинских высоток она производилась и с какой именно точки. Кто-то искал знакомые места, где бывал, кто-то находил дом, в котором жил.

Качество съемки (все снято на широкоформатную камеру 4х6) и формат воспроизведения (80х100 и 100х140) позволяют рассмотреть многие подробности. Ракурс, выбранный фотографом, дает возможность взглянуть на город до горизонта и чем-то напоминает… аэрофотосъемку, по которой можно сориентироваться на местности, при этом создается впечатление личного присутствия. С высоты птичьего полета город выглядит иначе. Со старыми улочками центра диссонируют новостройки. Непривычен вид без банерных растяжек, рекламных щитов за которыми часто бывает сложно рассмотреть архитектуру города.

На выставке представлено 35 цветных и черно-белых фотографий. На мой взгляд, чёрно-белая серия несколько выбивается из общего контекста. Она смотрится чем-то инородным.

Выставка имеет несомненное документальное значение. Это исследование метаморфоз городского пейзажа, постоянно меняющего свой облик. Сложно понять логику этих перемен. Есть в них и какая-то обреченность…

Год Италии в России подошел к концу, его итоги подводились 20 декабря на пресс-конференции в Итальянском посольстве, а выставку Габриэля Базилика, можно будет увидеть и в новом году. «Вертикальная Москва» продлится по 5 февраля 2012 года.

Текст и фото Дарья Жмылева

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023