Музей прикладного искусства (МАС) был создан по инициативе мецената Рудольфа фон Айтенбергера по подобию Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Он открылся в 1864 году. В 1871- его коллекции переехали в здание в стиле флорентийского Ренессанса по проекту Х. Фон Ферстела. Сегодня это один из лучших музеев Европы
В музее хранится впечатляющая коллекция прикладного искусства и дизайна с эпохи средневековья до наших дней: ренессанс, бидермайер, ар-нуво; мебель, фарфор XVIII века, стекло, текстиль, восточно- азиатские ковры. Но прогуливаясь по залам музея, обнаруживаешь настолько необычную аранжировку предметов, оригинальные экспозиционные решения, что открываются тонкие взаимосвязи прикладного и современного искусства. Когда директором стал Петер Нойвер (управлял музеем до 2011-го), в МАС разрабатывали новые стратегии презентации постоянной коллекции, приглашали к сотрудничеству современных художников (Б. Блум, Г. Фёрг, Дж. Хольцер, Д. Джадд…) Так рождались новые связи между коллекциями музея и современными пластическими идеями, актуальные художники в своих решениях провоцировали дискуссии о соотношении старого и нового, предлагали на традиционных пространствах музея использовать экспозиционные приемы сегодняшнего дня, чтобы демонстрировать поиски современных художников в адекватной ситуации. В 1996 году за обновление МАС (1980–1993) Нойвер получил премию «Музей года» от европейского совета. Проект был задуман как переосмысление постоянной коллекции, чтобы представить ценные предметы искусства и обыграть их соотношение с предметным миром, созданным современными художниками.
Постоянная коллекция основывается на хронологическом принципе, хотя и без стремления полностью охватить каждую стилистическую эпоху. Задача скорее в том, чтобы ознакомить с шедеврами музея. Работая с цветовыми сочетаниями, специально подсвеченными инсталляциями, дисплеями, текстами, дизайном выставочных витрин, художники создают разнообразные пространственные решения, используя личные стратегии.
Новый принцип инсталлирования постоянной коллекции МАС и новая режиссура пространств залов силами современных художников стали первым экспериментом в музее, ориентированным на поиски новой идентичности. В разделе «Ампир и бидермайер» представлены разнообразные по дизайну, формам и материалам предметы повседневного пользования: мебель, стекло, фарфор, изделия из серебра. Софа в стиле бидермайер по своим простым и четким формам — пример ранних удачных дизайнерских находок. М. Тонет, обосновавшийся в вене по приглашению Метерлинка в 1842 году, был новатором, создавшим технически более экономичную версию изогнутых форм предметов мебели в стиле бидермайер. Его стулья из гнутой древесины с тростниковыми сиденьями стали такой же визитной карточкой вены, как вальс «Голубой Дунай» или торт «Захер». Мастера бидермайера упрощали и приспосабливали дизайнерские решения ампира к повседневным потребностям среднего класса.
Блум очень эффектно оформила зал с мебелью в стиле историзма и ар-нуво. Зритель попадает в «театр теней» из 40 венских стульев, удачно подсвеченных, на прозрачные экраны проецируются их силуэты. Такого завораживющего эффекта художница достигает с помощью необычной подсветки. Стулья располагаются за ширмами-экранами. И непонятно, что же более значимо в экспозиции — предметы или их тени.
Сильное впечатление производит и новая презентация азиатской коллекции: 25 тысяч предметов из Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, Турции, Ирана с неолита до современности. Это одна из самых значительных коллекций азиатского искусства в Европе. Китайский фарфор, японские изделия из лака, гравюры Укиё-э, Катагами. Прогулка по залам, рассматривание вещей превращаются в путешествие на восток. Но впечатление обманчиво: в предметах, собранных европейцами, доминирует евроцентристская точка зрения. Тем не менее, новая экспозиция позволяет проследить развитие азиатского искусства в исторической перспективе, иногда с акцентом на взаимодействие с западной культурой. В эпоху династии Минь азиатские изделия распространились по Европе. Обладание китайскими фарфоровыми предметами считалось признаком утонченного стиля жизни. Весьма любопытны вещи в смешанном китайско-европейском стиле по заказу португальских торговцев (XVI– XVII века). А западные художники работали при императорском дворе в Пекине. Один из редких экспонатов этого раздела — уникальная традиционная китайская ваза из единого блока нефрита. Фарфоровые изделия Имари и Какемон XVII–XVIII столетий имели огромное значение для молодых европейских фарфоровых мануфактур Мейсена и Вены. Декоративные элементы Какемона были востребованы при европейских аристократических дворах, и скоро их стали имитировать в произведенных в Европе фарфоровых изделиях. Среди красиво заполненных витрин и экспонатов на постаменте выделяются фарфоровый китайский баул середины XIV века с под-глазурной кобальтовой росписью, китайская погребальная деревянная скульптура с остатками черной живописи (25–220), японская деревянная скульптура монаха (до 1700).
Коллекция восточных ковров в МАС — одна из самых ценных в мире, хотя и не слишком большая. Акцент сделан на классических коврах XVI–XVII веков из собрания австрийской императорской семьи, откуда ковры попали в музей после Первой мировой войны. Ковры развешаны так, как если бы они были картинами. Вертикальные и горизонтальные поверхности, на которых они представлены, сделаны из того же материала, обеспечивая подходящее обрамление для экспонатов, они хорошо соотносятся с архитектурными параметрами залов. Ковры демонстрируются без индивидуальных рам, так, как они когда-то использовались. Состояние невесомости, ощущение подвешенности возникает из-за слабого освещения и потому, что ковры отделены от пола и стен. Эти узелковые ковры, предназначенные для декорирования комнат в восточно-азиатском мире, некогда были самым важным элементом интерьера.
в коллекции МАС есть образцы шкафчиков, комодов, письменных столов XVIII века из Австрии, Франции и Германии, разнообразные по технике, технологии, формам, демонстрирующие, как в соответствии со вкусами изменялась меблировка комнаты. Декорирование поверхности мебели становится все более разнообразным: маркетри из различных пород дерева, использование лака, фарфора и т.д. Постепенно мебель превращается в некую единую структурную составляющую вместе с комнатой — Фарфоровая комната из дворца Дубски в Брно (1740) инсталлирована в экспозиции весьма необычно.
Коллекция кружев и стекла мак, особенно венецианского, считается одной из самых утонченных и разнообразных в мире. Даже в эпоху барокко венецианские изделия из стекла котировались высоко. Если производство стекла считается старейшей ручной техникой, то история производства кружев началась в позднем Ренессансе, возможно в Италии. Существует техника вязания кружев на спицах или с использованием коклюшек. Иногда применялось сочетание двух техник. Флоренция, затем венеция и Милан были центрами производства кружев в Италии в XVI–XVII веках. В XVIII столетии кружева стали создавать во Франции и Фландрии. Изделия из стекла и кружева поражают многообразием эффектов, прозрачностью и виртуозностью исполнения. Коллекция современного искусства МАС состоит из тщательно подобранных, радикальных и универсальных предметов художественной продукции наших дней. Авторы работ (Д. Джадд, Э. Вурм, Дж. Таррел, И. Кабаков, Б. Науман…) исследуют самые актуальные темы. Инсталляции, скульптуры сложным образом взаимодействуют друг с другом. Их динамика, содержание, поля напряжения создают новую эмоциональную среду, обнаруживают связи на границе визуальных и прикладных искусств. С 1995 года большая часть коллекции демонстрируется в бывшей башне для зенитных орудий в парке Аренберг, приспособленной для музейных пространств: брутальная массивная монументальная архитектурная структура почти без окон напоминает о событиях второй мировой войны. В темном, холодном бункере со стенами толщиной 3,5 метра длинный мрачный коридор ведет в зал с причудливо модифицированными машинами Вурма.
МАС — это музей, в котором ремесла, ДПИ, современное искусство, архитектура и дизайн активно вступают в диалог, дающий повод к размышлениям о многообразных причинах изменения предметного мира человека.
Материал опубликован в новом номере журнала «Декоративное искусство» #6/417
Текст Виктория Хан-Магомедова
Фото Ирина Сосновская, Светлана Гусарова
Место МАС, Австрия