Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
14.05.2014

Гордость Вены

Музей прикладного искусства (МАС) был создан по инициативе мецената Рудольфа фон Айтенбергера по подобию Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Он открылся в 1864 году. В 1871- его коллекции переехали в здание в стиле флорентийского Ренессанса по проекту Х. Фон Ферстела. Сегодня это один из лучших музеев Европы

В музее хранится впечатляющая коллекция прикладного искусства и дизайна с эпохи средневековья до наших дней: ренессанс, бидермайер, ар-нуво; мебель, фарфор XVIII века, стекло, текстиль, восточно- азиатские ковры. Но прогуливаясь по залам музея, обнаруживаешь настолько необычную аранжировку предметов, оригинальные экспозиционные решения, что открываются тонкие взаимосвязи прикладного и современного искусства. Когда директором стал Петер Нойвер (управлял музеем до 2011-го), в МАС разрабатывали новые стратегии презентации постоянной коллекции, приглашали к сотрудничеству современных художников (Б. Блум, Г. Фёрг, Дж. Хольцер, Д. Джадд…) Так рождались новые связи между коллекциями музея и современными пластическими идеями, актуальные художники в своих решениях провоцировали дискуссии о соотношении старого и нового, предлагали на традиционных пространствах музея использовать экспозиционные приемы сегодняшнего дня, чтобы демонстрировать поиски современных художников в адекватной ситуации. В 1996 году за обновление МАС (1980–1993) Нойвер получил премию «Музей года» от европейского совета. Проект был задуман как переосмысление постоянной коллекции, чтобы представить ценные предметы искусства и обыграть их соотношение с предметным миром, созданным современными художниками.

Постоянная коллекция основывается на хронологическом принципе, хотя и без стремления полностью охватить каждую стилистическую эпоху. Задача скорее в том, чтобы ознакомить с шедеврами музея. Работая с цветовыми сочетаниями, специально подсвеченными инсталляциями, дисплеями, текстами, дизайном выставочных витрин, художники создают разнообразные пространственные решения, используя личные стратегии.

Новый принцип инсталлирования постоянной коллекции МАС и новая режиссура пространств залов силами современных художников стали первым экспериментом в музее, ориентированным на поиски новой идентичности. В разделе «Ампир и бидермайер» представлены разнообразные по дизайну, формам и материалам предметы повседневного пользования: мебель, стекло, фарфор, изделия из серебра. Софа в стиле бидермайер по своим простым и четким формам — пример ранних удачных дизайнерских находок. М. Тонет, обосновавшийся в вене по приглашению Метерлинка в 1842 году, был новатором, создавшим технически более экономичную версию изогнутых форм предметов мебели в стиле бидермайер. Его стулья из гнутой древесины с тростниковыми сиденьями стали такой же визитной карточкой вены, как вальс «Голубой Дунай» или торт «Захер». Мастера бидермайера упрощали и приспосабливали дизайнерские решения ампира к повседневным потребностям среднего класса.

Блум очень эффектно оформила зал с мебелью в стиле историзма и ар-нуво. Зритель попадает в «театр теней» из 40 венских стульев, удачно подсвеченных, на прозрачные экраны проецируются их силуэты. Такого завораживющего эффекта художница достигает с помощью необычной подсветки. Стулья располагаются за ширмами-экранами. И непонятно, что же более значимо в экспозиции — предметы или их тени.

Сильное впечатление производит и новая презентация азиатской коллекции: 25 тысяч предметов из Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, Турции, Ирана с неолита до современности. Это одна из самых значительных коллекций азиатского искусства в Европе. Китайский фарфор, японские изделия из лака, гравюры Укиё-э, Катагами. Прогулка по залам, рассматривание вещей превращаются в путешествие на восток. Но впечатление обманчиво: в предметах, собранных европейцами, доминирует евроцентристская точка зрения. Тем не менее, новая экспозиция позволяет проследить развитие азиатского искусства в исторической перспективе, иногда с акцентом на взаимодействие с западной культурой. В эпоху династии Минь азиатские изделия распространились по Европе. Обладание китайскими фарфоровыми предметами считалось признаком утонченного стиля жизни. Весьма любопытны вещи в смешанном китайско-европейском стиле по заказу португальских торговцев (XVI– XVII века). А западные художники работали при императорском дворе в Пекине. Один из редких экспонатов этого раздела — уникальная традиционная китайская ваза из единого блока нефрита. Фарфоровые изделия Имари и Какемон XVII–XVIII столетий имели огромное значение для молодых европейских фарфоровых мануфактур Мейсена и Вены. Декоративные элементы Какемона были востребованы при европейских аристократических дворах, и скоро их стали имитировать в произведенных в Европе фарфоровых изделиях. Среди красиво заполненных витрин и экспонатов на постаменте выделяются фарфоровый китайский баул середины XIV века с под-глазурной кобальтовой росписью, китайская погребальная деревянная скульптура с остатками черной живописи (25–220), японская деревянная скульптура монаха (до 1700).

Коллекция восточных ковров в МАС — одна из самых ценных в мире, хотя и не слишком большая. Акцент сделан на классических коврах XVI–XVII веков из собрания австрийской императорской семьи, откуда ковры попали в музей после Первой мировой войны. Ковры развешаны так, как если бы они были картинами. Вертикальные и горизонтальные поверхности, на которых они представлены, сделаны из того же материала, обеспечивая подходящее обрамление для экспонатов, они хорошо соотносятся с архитектурными параметрами залов. Ковры демонстрируются без индивидуальных рам, так, как они когда-то использовались. Состояние невесомости, ощущение подвешенности возникает из-за слабого освещения и потому, что ковры отделены от пола и стен. Эти узелковые ковры, предназначенные для декорирования комнат в восточно-азиатском мире, некогда были самым важным элементом интерьера.

в коллекции МАС есть образцы шкафчиков, комодов, письменных столов XVIII века из Австрии, Франции и Германии, разнообразные по технике, технологии, формам, демонстрирующие, как в соответствии со вкусами изменялась меблировка комнаты. Декорирование поверхности мебели становится все более разнообразным: маркетри из различных пород дерева, использование лака, фарфора и т.д. Постепенно мебель превращается в некую единую структурную составляющую вместе с комнатой — Фарфоровая комната из дворца Дубски в Брно (1740) инсталлирована в экспозиции весьма необычно.

Коллекция кружев и стекла мак, особенно венецианского, считается одной из самых утонченных и разнообразных в мире. Даже в эпоху барокко венецианские изделия из стекла котировались высоко. Если производство стекла считается старейшей ручной техникой, то история производства кружев началась в позднем Ренессансе, возможно в Италии. Существует техника вязания кружев на спицах или с использованием коклюшек. Иногда применялось сочетание двух техник. Флоренция, затем венеция и Милан были центрами производства кружев в Италии в XVI–XVII веках. В XVIII столетии кружева стали создавать во Франции и Фландрии. Изделия из стекла и кружева поражают многообразием эффектов, прозрачностью и виртуозностью исполнения. Коллекция современного искусства МАС состоит из тщательно подобранных, радикальных и универсальных предметов художественной продукции наших дней. Авторы работ (Д. Джадд, Э. Вурм, Дж. Таррел, И. Кабаков, Б. Науман…) исследуют самые актуальные темы. Инсталляции, скульптуры сложным образом взаимодействуют друг с другом. Их динамика, содержание, поля напряжения создают новую эмоциональную среду, обнаруживают связи на границе визуальных и прикладных искусств. С 1995 года большая часть коллекции демонстрируется в бывшей башне для зенитных орудий в парке Аренберг, приспособленной для музейных пространств: брутальная массивная монументальная архитектурная структура почти без окон напоминает о событиях второй мировой войны. В темном, холодном бункере со стенами толщиной 3,5 метра длинный мрачный коридор ведет в зал с причудливо модифицированными машинами Вурма.

МАС — это музей, в котором ремесла, ДПИ, современное искусство, архитектура и дизайн активно вступают в диалог, дающий повод к размышлениям о многообразных причинах изменения предметного мира человека.

Материал опубликован в новом номере журнала «Декоративное искусство» #6/417

Текст Виктория Хан-Магомедова

Фото Ирина Сосновская, Светлана Гусарова

Место МАС, Австрия

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com