Артпроцесс

 
16.02.2015

«Hello, World!»: галерея ИМХО представила себя миру.

«Привет, мир!» – заявляет о себе саратовская галерея ИМХО, дебютируя с выставкой «Hello,World!» в мире искусств.

В первую в жизни галереи экспозицию в коридоре Саратовского областного дома работников искусств вошли и работы корифеев – группы «Синие носы», и тех, для кого эта выставка стала первой, как для культуролога Дарьи Кумаковой. Так ИМХО дает срез современного художественного процесса: кто-то уже стал его активным участником, кому-то еще предстоит пройти долгий путь, но вопрос о том, кто войдет в историю искусства, остается открытым.

На выставке «Hello, World!» художники говорят сами за себя: кураторский манифест заменен экспликациями, написанными авторами: все тексты начинаются со слов: «ИМХО…» Медианаправленность, артикулируемая как главная ориентация галереи, так или иначе определяет формат выбранных для выставки работ: в основном это объекты, фотографии, видео, станковой живописи здесь нет. Выставка охватывает ряд актуальных практик современного искусства, которые могут быть еще не совсем приняты саратовским зрителем.

Формат экспозиции отсылает нас к традиции коридорных выставок, практикуемых группой «Паразит» (Санкт-Петербург), работа участницы группы Иры Фёдор также присутствует на выставке. Под псевдонимом Фёдора Хиросиге она представила фото объекта «Третий мир». Рифмующийся с Третьим Римом третий мир представляет собой разделочную доску, оформленную как обложка журнала. Был первый мир, был второй, а сейчас, видимо, третий. «Какой он, современный нам мир?» и «Что будет после?» . С этими вопросами оставляет нас художница.

Бодрийяровская критика современных средств массовой информации и практик потребления, которые они формируют, может быть прослежена в работах группы «REPA». Иконография представленных на выставке объектов из серии «Санта-Барбара» отсылает к ренессансным полотнам. В одном ряду с куклами Барби, размещенными внутри телевизионных рам, вполне могли бы находиться радостные лица из рекламы сока или новая модная овощерезка из «магазина на диване». Всем знакомые образы сериала, ставшего настоящей эпопеей, определяли модели поведения в стремительно изменяющемся российском обществе. Зрителю, ставшему свидетелем этого эпохального телесериала, легко считать смыслы, но и для незнакомого с этим продуктом масскульта человеку (если таковой существует!) работа представляет широкий контекст современной медиакультуры.

Критика общества спектакля наблюдается и в другой работе выставки. Кораблик Дианы Мачулиной – реакция художницы на уже забывающуюся эпоху 1990-х. Кораблик с парусами из бутылки от кока-колы – символ Америки, главного трендсеттера, задающего тон массовой культуре, экономическим и политическим изменениям. Основной вывод, к которому приходит художница через эту работу: в любой ситуации важнее всего человечность и открытость.

Алина Белоусова из группы «REPA» показала на выставке еще и сольную работу «Коконы». Художница находит в образе кокона неоднозначные смыслы: это не только убежище, в котором можно спрятаться, но и довлеющая оболочка, не отпускающая в реальный мир.

Политическая тема представлена в работе группы «Мир», эту группу художник Владимир Козин составил из пластмассовых скелетиков. Проект «Мы мирные люди (к задержанию на митинге в С.-Петербурге историка Льва Лурье)» – это пацифистский жест художника в ответ на ситуацию последних лет.

Злободневное содержание было и у пацифистской акции, проведенной непосредственно на открытии выставки художником и членом худсовета галереи Алексеем Трубецковым. Призыв к ненасилию был выражен через раздачу карандашей в память о французских журналистах. Художник, акцентируя внимание на том, что на карандашах стоят логотипы галереи и ее главного спонсора, заметил, что это не рекламный жест, а знак поддержки и единства.

В другой работе «Здравствуй, земной мир», представленной Трубецковым на выставке, затрагиваются вечные образы мировой культуры: на них срывающая первое яблоко Ева и Адам, первый человек, сбегающий из рая уже с с урожаем спелых плодов. Кто он — грешник, подчинившийся решению жены, испуганный беглец или новоявленный миру человек?

Любимый Дмитрием Александровичем Приговым, Сальвадором Дали и многими другими художниками образ яйца выбирает Алексей Трубецков в серии работ «Я родился !/?» Яичные желтки и скорлупа Трубецкова «являют рождение мира во всей его первозданности» – так говорит художник, отсылая зрителя к темам знаковых образов мировой культуры. Из яичной скорлупы вылупляются и обитатели современного нам общества: обладатели айпедов, чиновники в строгих костюмах с портфелями и любители водки.

Интерактивный объект Данилы Пушкаревой предлагает всем зрителям визуализировать свои отношения с пространством галереи: строя графологию своего имени, каждый уводит траекторию пространства в новое направление и тем самым меняет ландшафт галереи.

В дебютной работе Дарья Кумакова размышляет о том, что есть искусство, и вспоминает о художнике Лучо Фонтана и разрезанных им холстах, оставляя зрителя перед неявным вызовом к соучастию. Вот холст, кто же осмелится подойти к нему,  и с чем придёт — с ножом или кистью?

Пройдя через всю экспозицию и заглянув за дверцу притаившегося у выхода старого шкафа, зритель оказывается у работы группы «Синие носы«. Запрятанный в шкафу телевизор, на экране которого транслируется видео «14 перформансов в бункере», требует от зрителя некоторого усилия. Работа, проторившая дорогу группе в арт-мир, рефлексирует на тему, как обыватель воспринимает современное искусство, причем художники идут дальше тезиса «мой четырехлетний сын тоже так может».

Объединенные темой приветствия миру художники используют достаточно близкие стратегии. Это реакция на актуальные проблемы современности, которые в итоге становятся образами времени. Художники не просто представляют себя миру, но и проверяют искусство на прочность. Не совершая провокационных действий, они нащупывают границы искусства, тем самым определяя для себя границы мира.

Текст Анны Кондратьевой

Фото Сергея Кармеева и Михаила Глыжева

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023