Артпроцесс

 
25.10.2012

Иерархия советских фетишей

Выставка «Памятник исчезнувшей цивилизации» Ильи и Эмилии Кабаковых открылась в Галерее Red October.

Инсталляция, получившая известность за рубежом, впервые представлена в Москве. Соорганизатором проекта выступил Московский музей современного искусства.

Русские концептуалисты (как художники, так и писатели) всегда тяготели к монументальным, «тотальным» формам, к каталогизаторству и музеефикации. Вот и проект Кабаковых – это попытка создать тотальную инсталляцию, утопический музей огромного социокультурного явления под названием «советская жизнь». Название проекта, выставленного на «Красном Октябре», вполне передает этот глобальный пафос, этот вселенский замах. Проект вобрал в себя элементы разных видов искусства, науки и жизни – архитектуру, фотографию, рисунок, музейное и архивное дело, социологию, мемуаристику… Объем сопровождающих текстов здесь огромен, и это придает инсталляции черты какой-то гигантской книги, описывать которую следует не в искусствоведческих, а в филологических терминах.

«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместился в помещении бывшего Шоколадного цеха знаменитой фабрики. На стенах в определенной последовательности и в определенном иерархическом порядке смонтированы 37 инсталляций, каждая из которых отображает элемент советской жизни, какую-либо проблему современного общества. Каждый из объектов включает эскизы, фотографии, коллажи, небольшой макет помещения и подробное описание, сотканное из текстовых пластов различного происхождения. В центре зала размещен архитектурный макет подземного музея, в который могли бы войти все эти инсталляции-комнаты – если, конечно, такой музей когда-нибудь построят.

Наряду с хрестоматийными знаками, символами и фетишами эпохи (коммуналки, космос, кухня, «красный уголок», школа, «долгострой» и пр.), инсталляции запечатлели фантомные, «психоаналитические» воспоминания автора, а также близкие ему культурологические и философские концепты. Например, инсталляция «Нома» являет собой пространство для тайных квазирелигиозных ритуалов поклонников концептуалистского культа; здесь, словно на скрижалях, значатся имена классиков и теоретиков этого направления – Владимир Сорокин, Иосиф Бакштейн, Борис Гройс, Дмитрий Александрович Пригов и др. А создавая инсталляцию «Лодка моей жизни», автор пытался рассказать свою биографию, с привлечением различных «корабельных» аллюзий – летучий голландец, ладья Харона и пр.

Сопроводительные тексты соперничают с изобразительным рядом и вносят в монументальный дискурс ноты иронии, абсурда, а подчас и легкого художественного хулиганства. Так, инсталляция «Мост» представляет собой мостки, проложенные над полом комнаты, в которой царит беспорядок, а по полу разбросаны маленькие белые фигурки человечков. Описание же объекта заканчивается словами: «...зритель оказывается перед выходом, так и не понимая – то, что ему показали, было “всерьез”, или его просто пытаются дурачить эти проклятые “концептуалисты”?».

Экскурсию для прессы по выставочному залу провел молодой художник Арсений Жиляев, продолжатель традиций Кабакова (сам Кабаков не смог приехать на открытие) и классиков концептуализма и нонконформизма 70-х годов. «В своем проекте, – рассказывал Жиляев, – Илья и Эмилия Кабаковы старались показать в формате монумента, те силы, которые формируют личность в условиях тоталитарного общества. Но никакой тяжеловесности я в этом проекте не чувствую – напротив, ощущаю ностальгический уют. Кабаковы пытаются обживать руины утопических советских дворцов. Некоторые сегодняшние эпизоды борьбы с инакомыслием и с независимым искусством напоминают начало сталинского террора. Поэтому инсталляции Кабаковых я воспринимаю как очень актуальные и болезненные».

Андрей Мирошкин

Фото Дарья Жмылева

Выставка продлится до 31 января 2013, Red October Gallery, "Красный Октябрь"

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023