Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
18.01.2013

Игра безмолвных теней

В центре ARTPLAY открылась выставка видеопейзажей Нэн Хувер.

Начало нового календарного года совпало с открытием в Москве очередного международного культурного проекта: перекрестного года Россия – Голландия. Стартовал этот год на мажорной и радикальной ноте: в Центре дизайна ARTPLAY открылась выставка работ Нэн Хувер (1931–2008) из коллекции Архива Montevideo и Фонда художницы. Это своего рода ретроспектива ее творчества и первая столь значительная выставка одного из пионеров европейского видеоарта в России. Организовал экспозицию Государственный центр современного искусства, художественный директор которого Леонид Бажанов на церемонии открытия вспоминал о том «огромном впечатлении», которое произвели на него, при первом знакомстве в середине 1990-х годов, работы Нэн Хувер.

Абстрактные медиа-пейзажи Нэн Хувер детально изображают различные элементы человеческого тела. В ее творчестве можно найти множество визуальных иллюзий, ассоциаций и аналогий. Для нее огромное значение имели свет и второй план пейзажа. Кроме того, в своих видеоработах она активно использовала живописные приемы (Хувер в более ранние периоды жизни занималась живописью, скульптурой, перформансами с элементами танца и т.д.).

На выставке демонстрируется одна из первых ее работ, ставшая, можно сказать, творческим манифестом Хувер – «Движения на свету» (1975). Этот пейзаж почти полностью составлен из художественно оформленных движений ее собственного тела, за которыми она следила на мониторе. Изображения кажутся отдаленными, похожими на сон, содержащий изображения реальности, но визуально далекий от нее. Другая ее характерная видеоработа, «Всевидящее око» (1984), показывает нам глаз, который сам оказывается субъектом восприятия. Подобно пейзажу, глаз пристально рассматривается через объектив камеры, которая, будучи оптическим инструментом, сама фактически является глазом. К жанру пейзажа, в традиционном его понимании, намного ближе работа «Луна» (2002), чья сумеречная эстетика создает жутковатую атмосферу. Но в целом эта работа также принадлежит к абстрактному направлению.

На вернисаже голландский куратор выставки Олоф ван Винден об искусстве Нэн Хувер говорил: «С помощью особого рода теней она создает ощущение безмолвия и благодаря этому уносит нас в какой-то другой мир. Но даже в зонах неосвещенности мы видим свет. Мы видим, как свет в ее работах подвергается нападкам тени, темноты. Это завораживает. У зрителя ее работы вызывают ощущение отстраненности, замедленности». В свою очередь, российский куратор Карина Караева рассуждала о полифоничности творчества Хувер, о том, что экспозиция дает представление о поразительном художественном разнообразии этого мастера. По мнению же арт-директора центра ARTPLAY Алины Сапрыкиной, выставка художницы, работавшей с пластикой человеческого тела, особенно интересно смотрится в пространстве бывшего спортзала приборостроительного завода «Манометр».

Андрей Мирошкин

Фото Дарья Жмылева

 

Выставка продлится до 4 февраля, 2013, Центр дизайна ARTPLAY

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com