Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
01.10.2011

Интерактивная зависимость в эпоху «программ переписывания»

«Искусство и способность к действию» — так озаглавил свою вступительную статью к каталогу куратор основного проекта 4-й Московской биеннале современного искусства «Переписывая миры» Петер Вайбель, сделав акцент при формировании экспозиции на интерактивном искусстве, провозгласив возвращение перформативных практик и стратегий. в

То, что Вайбель, в прошлом известный акционист, а ныне куратор и директор Центра искусств и медиа-технологий в Карлсруэ, проявляет интерес к интерактивному искусству, вполне логично.

Интерактивность, технологически ставшая возможной благодаря Интернету, идеологически ведет свою родословную от ситуационизма и акционизма, во многом сохраняя их интенции.

В дискурсе современного искусства интерактивность — фактически синоним парцсипативности, перформативности, процессуальности. А интерактивное искусство — отражающаяся в художественном контексте воля к демократизации всех форм общественной жизни, и, следовательно, оно направлено на решение задач, поставленных идеологией.

В ситуации, когда в современной России снижаются социальная и политическая активность и на первый план выходит интерактивное искусство, что кажется весьма уместным и актуальным… Однако…

В основном проекте, развернувшемся на двух площадках — в ЦУМе и Центре дизайна «ARTPLAY», были представлены не только интерактивные инсталляции, но и живопись, скульптура, графика, видео, фотография — словом, вся палитра медиа. И не только потому, что, как пишет Вайбель, «в глобальном художественном мире все современно» и «на биеннале должны быть представлены… все современные формы временных и пространственных искусств, все жанры и все дисциплины, потому что современные художники расширили арсенал художественных форм во всех направлениях и всех медиа». И не только потому, что во многих этих работах зафиксированы результаты прежних переписываний мира и варианты нынешних. А еще и потому, что, по убеждению куратора, «парадигма сети», парадигма интерактивности охватила сегодня все искусство, вошедшее в фазу «смешения медиа» (что и иллюстрирует ряд представленных в экспозиции проектов).

Именно на этой парадигме сети основывается и главная концепция Вайбеля: «…мы живем в эпоху действия “программ переписывания”: переписывания истории искусства, истории политической и экономической… Современное искусство и современный мир являются частью глобальной “переписывающей программы”». И здесь возможны две позиции — зритель/ потребитель, воспринимающий очередную версию как данность (и следовательно, дающий переписать и самого себя), и пользователь/участник, имеющий возможность оказать влияние на процесс. И делать он это может любыми доступными ему средствами. Отсюда и эта программная (концептуальная) реабилитация всех медиа. Иными словами, Вайбель предлагает зрителю совершить «перформативный поворот», символический переход от «человека воспринимающего» к «человеку действующему» с активной гражданской позицией. Неслучайно же на выставке было представлено немало политически и социально заостренных работ.

Однако, когда ходишь по залам ЦУМа и ARTPLAY, возникает ощущение, что порождаемое интерактивным искусством пространство игры, якобы отсылающее к социальной реальности, органично входит в сферу досуга.

Узаконенное «покушение» на неприкосновенность и авторитет произведения искусства, опосредованно ставящее под сомнение неоспоримость авторитета власти, оказывается весьма ограниченным набором запрограммированных форм и способов воздействия.

В результате вырисовывается картина контроля и коммуникации, сильно напоминающая теории Жана Бодрийяра, — порабощение уже не имеет формы подчинения внешнему спектаклю, а скорее приглашает нас взаимодействовать и участвовать в нем. И понимаешь, что ни о какой демократии здесь речь идти не может. Разве что об игре в демократию. И возможно, именно этот момент и отсылает по-настоящему к социальной реальности. И в этом смысле прекрасной иллюстрацией (и к реальному положению вещей, и к нашей возможности влиять на ход событий, и к самому интерактивному искусству) служит работа Михаеля Белицкого и Камилы Б. Рихтер «Сад заблуждения и упадка». Анимированные пиктограммы по принципу коллажа выстраиваются в бесконечную историю о всевозможных катаклизмах — природных и техногенных катастрофах, терактах, войнах, финансовых кризисах и прочих проблемах современного мира. Пользователь при желании может вмешаться и при помощи специального интерфейса либо освободить мир от негатива либо, наоборот, приумножить его. Однако очень скоро выясняется, что результат его участия определяется информацией с международного фондового рынка. Индекс поднимается — выстрел стирает негатив, падает — приумножает его. Так что, прежде чем действовать, следует крепко задуматься, стоит ли это делать?

Лия Адашевская

Полная версия статьи опубликована в журнале “Диалог искусств” №6 2011

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com