Артпроцесс

 
01.10.2011

Интерактивная зависимость в эпоху «программ переписывания»

«Искусство и способность к действию» — так озаглавил свою вступительную статью к каталогу куратор основного проекта 4-й Московской биеннале современного искусства «Переписывая миры» Петер Вайбель, сделав акцент при формировании экспозиции на интерактивном искусстве, провозгласив возвращение перформативных практик и стратегий. в

То, что Вайбель, в прошлом известный акционист, а ныне куратор и директор Центра искусств и медиа-технологий в Карлсруэ, проявляет интерес к интерактивному искусству, вполне логично.

Интерактивность, технологически ставшая возможной благодаря Интернету, идеологически ведет свою родословную от ситуационизма и акционизма, во многом сохраняя их интенции.

В дискурсе современного искусства интерактивность — фактически синоним парцсипативности, перформативности, процессуальности. А интерактивное искусство — отражающаяся в художественном контексте воля к демократизации всех форм общественной жизни, и, следовательно, оно направлено на решение задач, поставленных идеологией.

В ситуации, когда в современной России снижаются социальная и политическая активность и на первый план выходит интерактивное искусство, что кажется весьма уместным и актуальным… Однако…

В основном проекте, развернувшемся на двух площадках — в ЦУМе и Центре дизайна «ARTPLAY», были представлены не только интерактивные инсталляции, но и живопись, скульптура, графика, видео, фотография — словом, вся палитра медиа. И не только потому, что, как пишет Вайбель, «в глобальном художественном мире все современно» и «на биеннале должны быть представлены… все современные формы временных и пространственных искусств, все жанры и все дисциплины, потому что современные художники расширили арсенал художественных форм во всех направлениях и всех медиа». И не только потому, что во многих этих работах зафиксированы результаты прежних переписываний мира и варианты нынешних. А еще и потому, что, по убеждению куратора, «парадигма сети», парадигма интерактивности охватила сегодня все искусство, вошедшее в фазу «смешения медиа» (что и иллюстрирует ряд представленных в экспозиции проектов).

Именно на этой парадигме сети основывается и главная концепция Вайбеля: «…мы живем в эпоху действия “программ переписывания”: переписывания истории искусства, истории политической и экономической… Современное искусство и современный мир являются частью глобальной “переписывающей программы”». И здесь возможны две позиции — зритель/ потребитель, воспринимающий очередную версию как данность (и следовательно, дающий переписать и самого себя), и пользователь/участник, имеющий возможность оказать влияние на процесс. И делать он это может любыми доступными ему средствами. Отсюда и эта программная (концептуальная) реабилитация всех медиа. Иными словами, Вайбель предлагает зрителю совершить «перформативный поворот», символический переход от «человека воспринимающего» к «человеку действующему» с активной гражданской позицией. Неслучайно же на выставке было представлено немало политически и социально заостренных работ.

Однако, когда ходишь по залам ЦУМа и ARTPLAY, возникает ощущение, что порождаемое интерактивным искусством пространство игры, якобы отсылающее к социальной реальности, органично входит в сферу досуга.

Узаконенное «покушение» на неприкосновенность и авторитет произведения искусства, опосредованно ставящее под сомнение неоспоримость авторитета власти, оказывается весьма ограниченным набором запрограммированных форм и способов воздействия.

В результате вырисовывается картина контроля и коммуникации, сильно напоминающая теории Жана Бодрийяра, — порабощение уже не имеет формы подчинения внешнему спектаклю, а скорее приглашает нас взаимодействовать и участвовать в нем. И понимаешь, что ни о какой демократии здесь речь идти не может. Разве что об игре в демократию. И возможно, именно этот момент и отсылает по-настоящему к социальной реальности. И в этом смысле прекрасной иллюстрацией (и к реальному положению вещей, и к нашей возможности влиять на ход событий, и к самому интерактивному искусству) служит работа Михаеля Белицкого и Камилы Б. Рихтер «Сад заблуждения и упадка». Анимированные пиктограммы по принципу коллажа выстраиваются в бесконечную историю о всевозможных катаклизмах — природных и техногенных катастрофах, терактах, войнах, финансовых кризисах и прочих проблемах современного мира. Пользователь при желании может вмешаться и при помощи специального интерфейса либо освободить мир от негатива либо, наоборот, приумножить его. Однако очень скоро выясняется, что результат его участия определяется информацией с международного фондового рынка. Индекс поднимается — выстрел стирает негатив, падает — приумножает его. Так что, прежде чем действовать, следует крепко задуматься, стоит ли это делать?

Лия Адашевская

Полная версия статьи опубликована в журнале “Диалог искусств” №6 2011

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023