Артпроцесс

 
03.02.2012

Интернациональная каллиграфия

Выставка "Книга художника. Испанская коллекция" в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Первая выставка, открывшаяся в ГМИИ в нынешний, юбилейный для музея год, показывает столичному зрителю не слишком известное в нашей стране направление изобразительного искусства ХХ века – "книгу художника" ("livre d'artiste"). Этой экспозицией завершается Год Испании в России, запомнившийся посетителям Пушкинского музея прежде всего большой выставкой Сальвадора Дали.

Работы главного сюрреалиста вошли и в состав нынешней «книжной» экспозиции, наряду с графическими произведениями Пабло Пикассо, Хоана Миро, Хуана Гриса, Антони Клаве и Антони Тапьеса. Еще никогда в российских музеях не проводилась столь внушительная по именам и количеству экспонатов выставка «книг художника». Все работы здесь – из собраний известных московских коллекционеров и библиофилов Георгия Генса и Бориса Фридмана. В государственных музейных фондах России ничего подобного пока нет. Да и вообще про книгу художника в нашей стране мало знают не только рядовые любители искусства, но и профессионалы арт-рынка – антиквары, аукционисты…

А что же это такое – "книга художника"? Как рассказал на открытии выставки ее куратор Виталий Мишин, это особый тип издания литературного текста с иллюстрациями, выполненными в виде печатной графики (литография, офорт, ксилография и т.д.). Эти книги зачастую несброшюрованы, принципиально малотиражны, каждый экземпляр подписан художником, писателем или издателем. Особое внимание здесь уделяется редким сортам бумаги и способу ее обрезки, важнейшую эстетическую роль играют шрифты. "Такие книги пронизывает единая художественная воля, делающая книгу синтетическим произведением искусства, уникальным рукотворным объектом. Художники – создатели таких книг – не стремились визуализировать фабулу литературного произведения, они создавали особый художественный объект", – поведал журналистам В.Мишин. Феномен "книги художника" возник в Париже в начале ХХ века (основоположники жанра – издатель Амбруаз Воллар и художник Пьер Боннар). Это художественное явление имело интернациональный характер: с ним соприкасались в своем творчестве практически все крупные художники ХХ века, не исключая российских. Выставка в ГМИИ, отметил ее куратор, показывает "книгу художника" на западном материале и в его классических образцах.

В экспозиции – около 300 работ, различных по стилю, технике, манере исполнения. Например, Пабло Пикассо иллюстрировал сборник стихов француза Пьера Реверди "Песнь мертвых" постранично, подобно тому, как это делали старые мастера, украшая манускрипты. Рукописный текст поэта, свободно размещенный на страницах, Пикассо дополнил ярко-красными линиями и жирными точками – получилось нечто похожее на восточную каллиграфию.

Антони Клаве в 1950-е годы создал цикл иллюстраций к "Гаргантюа и Пантагрюэлю" Ф.Рабле (для печати каждой из литографий было использовано до восьми камней различных типов), художник также разработал дизайн футляра и обложки. Работа Клаве признана одним из шедевров книжного искусства ХХ века.

Изысканный футляр с кожаными застежками и вставками из слоновой кости спроектировал и Сальвадор Дали для книги Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес" (издание 1969 г.). К каждой из глав художник создал цветные рисунки гуашью, которые затем были отпечатаны в технике гелиогравюры. Для фронтисписа Дали изготовил отдельный цветной офорт. Частью оформления книги стали даже ксилографированные ремарки иллюстратора. И хотя издание вышло сравнительно большим для «книги художника» тиражом, оно высоко ценится библиофилами.

Среди представленных работ Антони Тапьеса (единственный ныне здравствующий из авторов выставки; ему 89 лет) выделяется цикл рисунков к изданию стихотворения Иосифа Бродского "Римские элегии". В футляр с книгой вложен диск с записью авторского чтения "Элегий" – эту декламацию могли услышать и гости вернисажа.

Выставка должна порадовать знатоков литературы, изобразительного искусства, библиофилов, книжных дизайнеров и даже фанатов музейных инноваций. Здесь превосходно подготовлена текстовая сопроводительная база: библиографические данные, история создания книг, культурологический контекст. А в специально оборудованной медиазоне можно виртуально "перелистать" эти раритеты от начала до конца: ведь "живьем" на стендах показать все листы данных книг невозможно.

Андрей Мирошкин

Фото Дарья Жмылева

 

Выставка продлится до 25 марта, ГМИИ им. А.С.Пушкина

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023