Артпроцесс

 
26.10.2012

Художественная форма в городской среде

Наземные сооружения системы обеспечения подачи воздуха как часть предметного мира города выпали из художественного оборота.

Они находятся вне внимания профессионалов, не учитываются при системном планировании как массовой, так и уникальной застройки. Город являет сложный многоплановый образ. Возможность сосуществования, терпимость и добрососедство горожан возникли как норма городской жизни. Усложнение и ускорение жизни в городе снизило и деформировало чувствительность к нормам городской среды. Что препятствует формированию художественных качеств нашей жизненной среды? Что можно сделать, чтобы на практике добиться ее улучшения?

Темой одного из архитектурных фестивалей «Архстояние» был арт-сарай. Предметом исследования архитектора Е. Асса стал металлический люк технического колодца. В самом деле, именно второстепенные объекты, не удостоенные внимания заказчика, требуют художественного осмысления. Нельзя недооценивать роль средового художника в современном городе. Если «большую архитектуру» порождает и курирует ряд профессиональных инстанций, то остальной предметный мир города выпал из художественного оборота. Конкретный пример – вентиляционные киоски, часть систем обеспечения подачи воздуха в подземные сооружения. Можно констатировать интерес к этим распространенным сооружениям. Им посвящены целые разделы на сайтах диггеров и других неформальных объединений, исследующих городскую среду «здесь и сейчас». По признанию работников Правительства Москвы, таких объектов в городе более 7500, и располагаются они в самых ценных исторических ландшафтах! Эти объекты вне общественного внимания и регламентируются только техническими параметрами. Средовая цель этих объектов – просто присутствие, задача – обеспечение воздухообмена, требование к ним – быть твердыми и воздухопроницаемыми.

Эти сооружения, не имея самостоятельного значения, появляются в среде вне видимой функциональной связи с окружением. Не учтенные при системном планировании, будь то проектирование микрорайонов массовой застройки или уникальных общественных зданий, они появляются независимо от основного замысла окружающего ландшафта. Вентобъект всегда единичен в среде и вместе с тем неизбежен как явление. Он не содержит функциональной информации, способной дать опору художественной мысли. Любая художественно осмысленная форма традиционно опирается на ведущую функцию, деятельность человека. Как создать выразительную художественную форму такого объекта, остается под вопросом.  Мы можем видеть повсюду зеленые или серые вентвытяжки, которые ожидают лучших художественных времен. Могут ли они обогатить эстетику среды? Да! Ведь комплексный подход подразумевает ансамблевую, композиционную целостность среды, и для ее обогащения должен быть использован любой повод!

Однако этот множественный средовой класс сооружений, как правило, выполняется хозяйственным способом, без архитектурно-дизайнерской проработки. Но, может быть, на дизайнерские работы нет средств? Художественная деталировка стоит денег, которых, как известно, на все не хватает, и тем более не всегда хватает воли тратить их на второстепенное. Ведь деталировка и художественность, как правило, продиктованы концентрацией внимания на общественной значимости их носителей.

Функциональное назначение любого городского объекта должно предусматривать соответствующее художественное качество. Средства на это предусмотрены. Выделить в смете средства на художественное решение малых форм представляется делом несложным.

В советское время в нашей стране были определены правила выделения средств на художественные работы при сооружении строительных объектов. Существовало постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся», где в статье 11, пункте б говорилось: «разрешить включать затраты на художественные работы, связанные с синтезом изобразительного искусства и архитектуры, в сметную стоимость строительно-монтажных работ по основным объектам строительства в следующих размерах (в процентах от общей сметы); до двух процентов – при сооружении объектов культурно-бытового назначения, народного образования, здравоохранения, спортивных сооружений, зданий партийных, советских и общественных организаций, других типов общественных и производственных зданий и сооружений; до одного процента – при осуществлении жилищного строительства, формировании новых градостроительных массивов».

В досоветские времена новое строительство, как частное, так и муниципальное кроме хозяйственных задач ставило себе обязанностью «влиять на вкусы», о чем свидетельствуют различные документы тех времен. Да и к малым формам их именитые и безымянные авторы относились более чем ответственно.

Полный текст - в "Декоративное искусство" №2/413 2012

Лев Куппершмидт

Фото предоставлены автором

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023