Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
06.11.2012

Ковчег немецкой живописи

В ГЦСИ открылась выставка «Реальность живописи. Картина в искусстве Германии. 1950 – 2010» из собрания Художественного музея г. Бонна.

Поистине, есть что-то общее между Художественным музеем Бонна и ГЦСИ. Боннский музей был открыт спустя два года после окончания Второй мировой войны, когда в Германии и в Восточной Европе менялась политическая парадигма; приказ о создании Центра современного искусства был подписан в 1992 году, на сломе эпох в истории России. Так что немудрено, заметил на открытии выставки арт-директор ГЦСИ Леонид Бажанов, что в залах на Зоологической открылась экспозиция именно из Боннского музея. У выставки «Реальность живописи», проходящей в рамках Года Германии в России, есть две очевидные «рифмы». Первая – Йозеф Бойс (выставка этого немецкого классика проходит параллельно в ММСИ), вторая – недавняя выставка «Портрет/Пейзаж: Границы жанра», также представлявшая в Москве живописную коллекцию музея из небольшого европейского города.

Но Бонн, в отличие от Нанта, был многие годы столицей своего государства. Должно быть, поэтому его коллекции свойственны высочайшее качество и репрезентативность. В этом собрании – работы лучших художников (не только немецких) ХХ и начала ХХI века. Коллекция Боннского музея насчитывает более 7500 экспонатов, из них для первой в истории московской выставки тщательнейшим образом отобрали 32 картины авторов из ФРГ – с таким расчетом, чтобы показать самое лучшее, характерное, малоизвестное российской публике. Абсолютно все представленные работы ранее в нашей стране не экспонировались.

Организаторы вынуждены были отказаться от показа фотографий, чтобы сосредоточиться только на живописи. Которая, как отметил директор ГЦСИ Михаил Миндлин, по-прежнему (несмотря на все эксперименты) играет ведущую роль в изобразительном искусстве. По словам куратора Ирины Горловой, выставку пришлось делать очень «концентрированной» – главный зал Центра вместил лишь треть от того, что организаторы изначально хотели показать.

Выставка получилась в формате художественного ликбеза или, если угодно, ковчега немецкой живописи. «Лучшие художники мира, а не только Германии» (Л.Бажанов) целиком оккупировали большой зал ГЦСИ. Важнейшие имена и тенденции немецкого искусства представлены здесь в виде самых красноречивых работ. Творчество анархиста Вальтера Дана и «катастрофическая» живопись Дирка Скребера. Абстракции Блинки Палермо и юмористические мотивы Зигмара Польке. Колористы и мистики. Движение «Информель» и группа «Зеро» (Отто Пине и Хайнц Мак) с ее поиском «объективизма» в искусстве. Картины из гвоздей Гюнтера Юккера, знакомого московской публике еще со времен «перестройки». Работы Андреаса Гурски и других авторов новейшей немецкой волны. Наконец, проект Томаса Рейнтмейстера «Сковородки», не имеющий ничего общего с традиционным понятием «живопись»: он представляет собой группу сковородок, придавленных к полу бетонными цилиндрами разной толщины и высоты.

Весьма колоритны и биографии некоторых художников, чьи работы участвуют в выставке. Кое-кто из них в 30-е годы, попав под нацистский запрет, угодил на небезызвестную выставку «Дегенеративное искусство» в Мюнхене. Эмиль Шумахер во время войны работал скромным чертежником на оборонном заводе. А Эрнст Вильгельм Май в 1940 году служил штабным картографом во Франции и там подружился с Кандинским. Солдату-живописцу из вермахта и русскому художнику-германофилу нашлось о чем поговорить.

Андрей Мирошкин

Фото Дарья Жмылева

Выставка продлится до 16 декабря 2012, ГЦСИ

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com