Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
27.10.2011

Критический довесок

Пестрота ассоциаций в искусстве возникает на месте отброшенных эмоций.

В 1960-х американский арт-критик Хилтон Крамер заметил, что множественность интерпретаций художественного продукта может достигаться за счет экономии в художественных средствах выражения: «The more minimal the art, the more maximum the explanation». С другой стороны, если ставить на одно и то же число, можно получить огромный выигрыш, а можно сильно проиграться. Сформулированное Крамером правило, действительно, работает в некоторых условиях, но художники и кураторы, следующие ему, зачастую не учитывают очевидный факт, что закономерностей намного больше, а идеальных условий без погрешностей и изменений не бывает.

Открывшаяся 20 октября на Фабрике выставка голландского фотографа Флер ван Додваард «Торжество монохромности (или Мечту в массы)» представляет собой пустой зал с тремя черными ящиками-тумбами, вокруг которых на вернисаже сновали посетители. Просторно, светло и минимум искусства. На белой стене — девять принтов в ряд. Это фото разноцветных, раскрашенных от руки листков. Они приклеены к стене, но частично закручиваются. Листки формируют прямоугольники: шесть стикеров по горизонтали, семь — по вертикали. Геометрическая обусловленность и цветовые переходы образуют каркас, а дальше его можно декорировать самыми разными способами. Кураторы, теоретики и критики в данном случае становятся дизайнерами по интерьеру: они обустраивают пространство, намеченное каркасом художественной формы. Куратор Крис Кларк, написавший текст для выставки Флер ван Додваард, в этом смысле перестарался. В его интерпретации присутствуют и цитата из Казимира Малевича, и отсылка к супрематизму и конструктивизму, и тоска по «политической перестройке реальности», и даже Путин. Причем последний выглядит уж совсем как свадебный генерал. Вероятно, с точки зрения настоящих дизайнеров по интерьеру, подобные чрезмерные украшательства считались бы неудовлетворительной работой, но для дизайнера по художественным концепциям, как показывает опыт чтения подобных текстов, это нормальный ход.

Любопытно, что рядом с пресс-релизом, который и состоял собственно из текста Кларка, лежал другой текст — оценка другого проекта художницы, сделанная для журнала «Foam». Идеальный маркетинговый текст. Там нет ни слова про политику, связь с другими художественными течениями намечена в общих чертах. Флер ван Додваард названа работающей на пересечении некольких медиа, с разными материалами и визуальными эффектами. Это стандартный набор молодого, возможно перспективного художника или дизайнера, и можно согласиться, что все перечисленное имеет место быть. Но при чем здесь мечты, которые она якобы несет в массы? Нет, оставьте этот довесок себе. Пусть критики приберегут его для действительно критического искусства.

Сергей Гуськов

Фото Варвара Филиппова (ЦТИ "ПRОЕКТ_FАБRИКА").

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com