Артпроцесс

 
17.10.2011

Манифест постинтерактивности

Выставка INDI_VISUAL (работы выпускников и студентов Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко). Мультимедиа Арт Музей, Москва.

INDI_VISUAL – так кураторы Роман Минаев и Александр Евангели назвали выставку выпускников и студентов Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко, существующей в Москве с 2006 года. Здесь представлены фотографии, видео, концептуальные работы и мультимедийное искусство, в котором (цитируем пресс-релиз) «молодые художники ищут решение задач в области новых медиа».

Участников экспозиции никак нельзя назвать зелеными дебютантами. «Родченковцы» уже в период обучения активно вовлечены в художественные процессы. Их работы регулярно включаются в программу фестивалей, проводимых в Москве – таких, к примеру, как «Мода и стиль в фотографии». А в июне 2011 года в Мультимедиа Арт Музее прошла выставка дипломных работ студентов этой школы, и по ее итогам многих выпускников пригласили на стажировку в ведущие арт-институции Европы.

Так что же продемонстрировало на этой выставке «племя младое»? В работах, как показало знакомство с экспозицией, намечены три главных тематических вектора.

Первый – «исследование образа, визуального языка и ситуации современного видения» (как определяют его кураторы). Все эти вопросы непосредственно связаны с новым языком реальности – виртуализированной, цифровой, зависящей от способа ее видеть и представлять. Этот вектор представлен работами «Болото» Даниила Зинченко (своеобразный анализ природы медиального образа), «Virtual amplification» Егора Крафта (намек на опустошение смыслов в условиях ослабления социальной коммуникации) и некоторыми другими.

Евгения Демина. «Активист». Интерактивная инсталляция. Предоставлено: МАММ/МДФ

Второе направление поиска молодых авторов – протест, обнажение негативности в социальной сфере. Здесь наиболее примечательная работа Евгении Деминой «Активист», суть которой – включение зрителя в плоскость политической конфронтации, социальной и протестной активности. Недвусмысленным символом «Активиста» служит черная повязка, наложенная на глаза. Несколько иным путем идет Софья Гаврилина: ее работа «Негативная диалектика» представляет собой цикл цитат из УК РФ и Конституции РФ, переписанных от руки в блокнот. Единственное отступление от «буквы закона» заключается в том, что в текст в разных местах дважды добавлена частица «не». Это «отрицание отрицания» неожиданным образом обнажает скрытую репрессивность языка официальных регламентаций. Такая вот не совсем привычная и совсем не марксистская диалектика. (Портрет Карла Маркса, кстати, задействован на выставке в другой работе, у Елены Асташовой.)

Софья Гаврилова. «Негативная диалектика». Работы на бумаге. Предоставлено: МАММ/МДФ

Наконец, третий блок – работы авторов, развивающих темы социальной коммуникации, а также коллективного и персонального воображаемого. В этом блоке выделяется проект Василия Кленова «Звезды говорят». На три монитора здесь проецируются стилизованные «под комиксы» портреты Андрея Макаревича, Филиппа Киркорова и Максима Галкина. (В первоначальном варианте инсталляции фигурировал также Никита Михалков, однако на вернисаже его изображение почему-то отсутствовало.) Фраза, которую «произносит» каждый из персонажей, может быть набрана любым посетителем выставки на клавиатуре, установленной рядом в зале. Комизм и абсурд здесь заключен в том, что «звездам» приписываются слова, которые они вряд ли бы когда-либо публично произнесли в реальности. Например, пламенный спич об ущемлении политических свобод в России. Или колкость в адрес своих «соседей по монитору». Или просто какую-то бессмыслицу… Каждый зритель, таким образом, имеет возможность сказать что-нибудь от имени поп-звезды и хотя бы на несколько секунд идентифицироваться с нею. Самим звездам, узнай они об этом проекте, было бы грех жаловаться: ведь слова, демонстрируемые рядом с их портретом на мониторе – ведь это, так сказать, глас народа. Того самого, который потребляет их эстрадную, телевизионную и пр. продукцию.

Вася Кленов. «Звезды говорят». Интерактивная инсталляция. Предоставлено: МАММ/МДФ

В этом блоке примечателен также видеопроект (по сути, короткометражный фильм) Мариам Песвианидзе «ЛИМОН СОБАКА ДОСТОЕВСКИЙ». Автор переосмысливает одну из распространенных в больших городах социальных практик – раздачу в людных местах неких листовок, флаеров и т.п. В отличие от обычных листовок – коммерческих и политических, бумажки, раздаваемые участниками проекта возле метро, не несут никакой смысловой нагрузки. На них напечатаны случайные слова (в том числе те, что вынесены в название проекта). Видеофильм показывает, как по-разному люди реагируют на прочитанное – кто-то возвращается к активистам и начинает выяснять, что же все-таки означает это таинственное слово, большинство же прохожих равнодушно читает написанное и прячет бумажку в карман (по-видимому, соучаствуя с автором в этом «заговоре абсурда»).

Мариам Песвианидзе. «ЛИМОН СОБАКА ДОСТОЕВСКИЙ». Видео. Предоставлено: МАММ/МДФ

Последние из упомянутых проектов – своего рода ключ к пониманию главного послания выставки. Работы Кленова и Песвианидзе фиксирует опыт интерактивности как уже освоенный современной культурой. Отсюда та отчетливо ироническая (даже в чем-то пародийная) нота, которая присутствует в данных проектах. И эти, и ряд других работ кураторы относят к сфере постинтерактивного искусства – искусства, рождающегося непосредственно сегодня, отчасти даже на наших глазах. И в этом смысле выставка INDI_VISUAL несет черты некоего художественного манифеста. В этом манифесте ощущается голос нового поколения, входящего в искусство в 2010-е годы. «Молодая энергия художников указывает современности на ее тупик и обнадеживает обещанием продолжения. Сериал под названием “современное искусство” продолжается их усилиями. Они свободно выбирают изощренные выразительные инструменты», – читаем в пресс-релизе. По работам, представленным на выставке, можно судить о том, по какому пути будет развиваться визуальное искусство (по крайней мере, его высокотехнологичный, медийный сегмент) в ближайшее десятилетие.

Андрей Мирошкин, специально для «Артпроцесса»

 

Выставка пройдет с 12 октября по 6 ноября, Мультимедиа Арт Музей, Москва / «Московский Дом фотографии», ул.Остоженка, 16

 

Иллюстрации в галерее: Елена Асташова. «Маркс. Живой портрет». Видео. Предоставлено: МАММ/МДФ.
Лена Мартынова. «Удар». Видео. Предоставлено: МАММ/МДФ.

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023