Артпроцесс

 
07.08.2012

"Марево", как пост-стояние души

Главным событием в праздновании 15-летия филиала ГЦСИ в Нижнем Новгороде стала премьера постановки оперы «Марево».

Главным событием в праздновании 15-летия филиала ГЦСИ в Нижнем Новгороде стала премьера постановки актуальной оперы «Марево» с участием звезд музыкальной сцены и современного искусства. Авторы проекта - известная нижнегородская арт-группа «ПровМыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов), композиторы - Марк Булошников и Кирилл Широков. Либретто написал поэт Антон Шраменко (Киев). Среди вокалистов приехавшая из Берлина Наталья Пшеничникова (сопрано), востребованная исполнительница современной академической музыки и перформансистка, а также солист Большого театра Андрей Архипов (бас). Инструментальную партию представил NoName-ensemble, первый нижегородский ансамбль contemporary music.

Музыкальный критик Вадим Рутковский назвал эту постановку апокалипсическим триллером, «медленным метафизическим странствием на стыке искусств». Он считает что «неважно, по какому ведомству его проводить — оперного спектакля, перформанса или музейной инсталляции», так как «значение имеют его оригинальность и сила». В чем же они?

Действие происходит сразу после мгновенной смерти в автокатастрофе мужчины, женщины, ребенка, собаки, птиц и дерева, поэтому, мы, наверное, слышим не их голоса, а то, как их души пытаются выразить последние земные мысли и чувства. «Душа за время жизни приобретает смертные черты» (Иосиф Бродский. Поэма «Горчаков и Гончаров»), и не сразу может отрешиться от привычек материального мира. Разрыв струны, связывающей душу с телом, каждый персонаж переживает в абсолютном одиночестве, внезапно оказавшись в ином пространственно-временном континууме. Границы этого места очерчивает свет неоновой лампы, с механического движения которой над сценой и зрительным залом и начинается опера. Арии-монологи героев напоминают стон и молитву. Слов мы не слышим, это набор эмоционально окрашенных звуков, за которыми стоит текст,  утративший свое значение. Возможно, слова оказываются смазаны из-за несовпадения течения времени в том месте, где оказались погибшие в катастрофе, как будто диктофонная запись воспроизводилась с неправильной скоростью. Исполнители вокальных партий говорили, что, когда в их ариях становились понятны отдельные слова, им приходилось с этим бороться, например, прикрывая рот рукой.

Разбитый автомобиль, упавшее дерево, покареженный металлический экран, деформированная пластика героев, перемещающихся по сцене в неестественных и неудобных и позах, звуки и тишина, свет и темнота создают ритм произведения, который держит в напряжении зрительный зал. Аскетичность цвета и музыки, их точно выверенные отношения организуют направленный поток — портал в ментальные миры, приближающий попавших в него к опыту на грани откровения, который возможен в состоянии наркотического или медитативного транса.

Границы между залом и сценой не существует, из зала звучит ряд вокальных партий, все музыкальные инструменты и исполнители рассредоточены среди зрителей. Разделение пространства происходит не между зрителями и актерами, а между миром повседневности и «последневности».

Мгновенность ухода из жизни исключает момент предстояния смерти, воля авторов воспроизводит его зеркально как постстояние. Образ смерти - это и фатум, олицетворяющий сложные законы мироздания, и неизбежность энтропии, и нелепая случайность. Таким, вероятно, мог быть апокалипсис для большинства людей, застигнутых им во время обычного течения жизни. Без эффектных голливудских панорам, которые могли бы наблюдать, пожалуй, только зрители, находящиеся на орбитальной станции.

Завершает оперу детский плач - дословесный опыт каждого человека и в то же время часть ритуальной практики древних народов, которая с развитием цивилизации была заменена традицией произнесения прощальных речей. Именно плач возвращает нас из безвременья к реальности. Но полученная прививка арт-синестезии уже навсегда изменила наш эстетический иммунитет.

 

Текст Ирина Сосновская

Фото предоставлены группой "Провмыза"

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023