Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
12.05.2014

Марьям в стране чудес

Молодая азербайджанская художница как Алиса, берет нас за руку и ведет за собой в мир, в котором пересекаются сон, фантазия и действительность.

Марьям Алакбарли (род. 1991, Баку) — символ тесной связи между творчеством и жизнью, художественным чутьем и изобразительным языком. Молодая азербайджанская художница погружена в захватывающее ощущение чуда, она ведет за собой в мир, в котором пересекаются сон, фантазия и действительность. Это мир истины, искренности, изумления и открытия. Это источник вдохновения, напоминающий нам о творческом пути Пикассо («мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать так, как я рисовал в детстве»), размышлениях Кандинского («врожденное чувство прекрасного есть божественный дар, который не должен быть погребен», «художник должен выражать свой внутренний мир и прислушиваться к своему внутреннему голосу») и рассуждениях поэта-эссеиста Метерлинка («в этом мире нет ничего более стремящегося к красоте, чем душа, и нет ничего прекраснее души»).

Рисунок, смешанная техника и батик по шелку наполнены энергией, изысканной силой, виртуозно выраженным ритмом. Произведения Марьям — синтез эмоций, истинная поэзия живописи, выраженные изменениями цветовой тональности и разбросанными в пространстве знаками, указывающими путь, рассказывающими историю, воспроизводящими ритм сущего.

В каждом ее произведении видны блики, следы древних влияний, напоминающие об Азербайджане, земле, богатой традициями Востока, Кавказа и Центральной Азии. Иногда «напряжение, полное любви» Марьям помогает нам услышать далекие звуки мугама (жанр азербайджанской традиционной вокально-инструментальной музыки), в которых колебание тембра голоса аналогичны колебаниям глубоких душевных движений. Формы и цвета в ее произведениях находятся в пространственном равновесии, которое в форме воронки (смешанная техника энергична и непосредственна) или копья (батик: украшения-знаки) выходит за границы полотна и охватывает прилежащее пространство. Это гимны радости, своего рода крики, обращенные к миру в поисках точек соприкосновения. Это потоки, вызванные к жизни своеобразными ощущениями и впечатлениями, особой вибрацией внутреннего мира.

Эстетические ассоциации с великими художниками проявляются, как вспышки в памяти художницы, которая посещала знаменитые музеи и погружалась в творчество Матисса и Гогена, наслаждалась кубизмом, знакомилась с экспрессионизмом и абстракционизмом, разделяла видение абстрактного экспрессионизма и современный язык жеста и действия.

Ее картины предлагают игру фигур, формы, места и света. Хроматизмы зачастую ярки. Природа присутствует постоянно во всех своих проявлениях и сменах времен года. Генезис эволюции создает вневременную тему произведения: бесконечный ритм в постоянном развитии. Духовные посылы Марьям – это те, которые уже явлены, а также те, которые еще предстоит распознать под этим черным цветом — теплым/холодным, свежим/тусклым, ярким/темным, порой выходящим на поверхность. Черный цвет не выражает тьму, это пространство еще не освещенное, но уже подспудно светящееся. В каждом произведении присутствуют ощущение и осознание чего-то, что любой из нас ищет каждый день, а найдя, не примет, как, например, осознание бренности и хрупкости жизни.

Произведения Марьям — это мелодии, полные любви, порой ностальгической, которая выражается через импровизации цветом. Цвет имеет физическое очарование и психологическое воздействие. Художница предпочитает использовать красный и зеленый (их Делакруа смешивал, чтобы выразить чувство покоя). Зеленый цвет Марьям — это вздох эмоции, цвет природы, смысл жизни, красный — цвет пламени, мощно, с трудом высвобождающейся силы, теплый, живой и яркий цвет. Зеленые, красные и синие сочетаются естественно, создавая гармонию и равновесие совокупности. Для надписей она предпочитает белый или золотисто-желтый, выступающий на некоторых картинах символом всеобщей красоты, которая, как динамическая материальная пыль, спускается на легкую, мгновенно рассеивающуюся печаль. Мазки и знаки выражают надежду и любовь к жизни. Это уникальный опыт и уникальные ситуации. Так значение преобладает над образом или абстрактностью.

Произведения молодой талантливой художницы выражают в повторяющихся ритмах или их симфонии интеллектуальное видение, глубокую мысль. Они заставляют нас размышлять об обществе, о человеке, об искусстве. Во внешней простоте и сущностной сложности они служат примером визуального синтеза, свидетельством того, что душа и духовность – существенные черты художников. Безусловно, глубокие знания и творческая энергия очень важны, но без врожденного импульса никакая техника и никакое средство не могут превратить концепции, провокации или художественные эффекты в произведения искусства. В конце концов это и есть то, о чем Марьям напоминает нам своими произведениями.

В 2012 году выставка Марьям Алакбарли состоялась в Московском музее современного искусства, в июне 2013 года в Риме в Палаццо Поли состоялась выставка «Страна огней».

Материал опубликован в журнале "Декоративное искусство" #5/416

Текст: Жени Ди Берт

Фото предоставлены автором

Изображения: Марьям Алакбарли «Композиция №12», холст, акрил, 2012 г. «Новруз", холст, акрил 2012 г. «Красная река»,  холодный батик, шелк, анилин, карандаш 2010 г. «Космос», холодный батик, шелк, анилин, карандаш 2009 г.

 

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com