Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
15.04.2014

Мастер светоносных глазурей

Имя Льва Солодкова появилось на страницах «ДИ СССР» в 1973 году, когда он первым из советских художников-керамистов получил золотую медаль на международном конкурсе керамики.

Под впечатлением поездки на Север, напитавшись духом природы и деревянных церквей, словно вырастающих из лесного массива, он создал композиции «Русь белокаменная» и «Заонежье», покорившие членов жюри конкурса керамики в Фаэнце (Италия). Особо были отмечены образная выразительность и национальный характер вещей. За ними последовали другие замечательные композиции, созданные художником за 40 лет непрерывной творческой работы: фарфоровые сервизы и вазы, разрастающиеся в симфонии куполов или готических органных труб; диковинные картины, где краски никогда не тускнеют; сияющие керамические иконы. Сегодня Лев Солодков — признанный, известный мастер, заслуженный художник РФ, лауреат многих конкурсов, получивший награды в нашей стране и за рубежом. Его образы тонко и глубоко связаны с русской землей, ее культурой, шедеврами древней архитектуры, полотнами Левитана, музыкальными темами Чайковского и стихами Рубцова. Есть некий ритмический код, тонкий лиризм, исходящий из самой русской природы, который из века в век питает зодчих, художников, поэтов, музыкантов. В сонастройке на этот код создается поле национальной культуры, духовно сращиваются поколения. Керамика — древнее искусство. Однако в ХХ веке индустрия вытеснила гончара. Если бы не художники, которые подхватили исчезающие традиции, мы бы простились с этим видом искусства. На фоне тотальной механизации художникам удалось создать свежую ветвь авторской уникальной керамики, которая перестала ассоциироваться с бытовым горшком и встала в один ряд с «высокими» видами искусства. Керамика оказалась способной выражать самые сложные идеи. Она расширила язык творчества и проявила акценты, невозможные ни в живописи, ни в скульптуре, ни в словесных видах искусств, хотя впитала в себя и их свойства.

Лев Солодков вырос в Якутии на золотом прииске, в тайге. Инженером-золотоискателем был его отец. Вот почему, вероятно, одна из любимых его тем — драгоценная «золотая» земля, сказочный «самородок». Солодков попал в Ленинград после художественного училища в городе Фрунзе и после армии, уже взрослым, сложившимся человеком. Он поступил в лвхпу им. В.И. Мухиной на факультет керамики и стекла.

В 1960-х годах, в период борьбы с «украшательством», советский народ стремился к новой стилистике быта, к простоте, натуральности материалов, образности языка. Лозунг «Искусство — народу!» был не просто фразой. Поначалу верилось в осуществимость идей в.И. Мухиной о создании нового типа массовых высокохудожественных вещей, в которых бы отразился дух нового человека: искренность, прямота, правдивость. Художники с радостью откликнулись на этот призыв. Среди них и Лев Солодков, который по распределению был направлен на Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина (бывший Кузнецовский), где он создал теплые, лиричные скульптурки, сервизы, росписи для тарелок и блюд.

Фаянс (от итальянского города Фаэнца) — род белой глины, из которой создаются посуда и декоративные изделия. В сравнении с фарфором фаянс имеет больший коэффициент водопоглощения, и поэтому по нему хорошо работать подглазурными красками, которые разводятся на глицерине и воде. Мягкой беличьей кистью водный раствор пигмента наносится прямо на черепок, обожженный «на утель» (т.е. Первый обжиг 1250 градусов). Пористый черепок впитывает воду, и краска ложится тонкими, полупрозрачными слоями. После покрытия глазурью и второго обжига изделие преображается: краски начинают «светиться» изнутри.

Лев Солодков — один из лучших мастеров подглазурной росписи. Он изобрел свои приемы, свои специальные массы и глазури, которые позволяют создать на керамике эффекты нежнейшего сфумато. Обжиг может фантастически преобразить, а может испортить роспись. Необходим многолетний опыт изучения материалов, печей, температур. Сотни и тысячи пробников делает художник, чтобы получить нужный результат. Солодков одним из первых начал применять в подглазурной живописи соли металлов, которые дают мягкие, необыкновенно красивые, глубокие цвета. Первые фаянсовые скульптурки Солодкова «влюбленный архар» и «Король-олень», его небольшие вазочки и посуда выпускались тиражами в десятки тысяч экземпляров. Был создан сервиз «Колобок» с особенной (как потом называли, «солодковской») золотистой глазурью.

В конце 1960-х годов Солодков побывал на севере — в Карелии, в Архангельской и Вологодской областях, зарисовывал пейзажи с церквушками, которых тогда еще было много в лесах, деревеньки русских и вепсов, озера и опрокинутые в них небеса, — все это оказалось бесценным материалом в дальнейшем. Особенно поразили Кижи. Так возникла идея симфонии куполов, композиция, в которую вошли «Русь белокаменная», «Заонежье», «Малиновый звон», «Русский Север» и другие.

Для рубежа 1960–1970-х характерно сочетание архаики и суперсовременного космизма. Прорыв в будущее в нашем сознании оказался связан с обращением к культурным корням. Творчество Солодкова я представляю как бескрайнее пространство с множением форм и их резкое устремление вверх (собственно, это и есть формула русского пейзажа). Множение форм обусловлено технологией отливки.

На основе этой формы появилась и композиция «Заонежье», где использована подглазурная роспись. Еще один поворот темы, где леса словно взобрались на купола, а синее небо сквозит сквозь них на землю. «Природа есть храм, а храм есть природа», — и керамика как никакое иное искусство смогла эту мысль сделать очевидной.

Глядя на эти образы, думается о духовности природы, о святости и животворности Земли. Тут человек лицезрит единство всего со всем и утверждается в праве на множественность единства. К 1000-летию Крещения Руси художник развил эту тему в композиции «Россия, Русь, храни себя, храни!» (слова Н. Рубцова). Композиция в целом — зримая симфония, подобие «Небесной России», о которой писал Даниил Андреев.

Луковица русского купола — гениальный архетип народной мысли. Ее S-образная линия — символ возрождения (то же, что ванька-встанька). Подъем — спад — подъем, чередование расслаблений и напряжений, наполнений и опустошений, характерных для нашей истории, русский биоритм. Многокупольность, многоступенчатость, многоэлементность — отражение идеи соборности. Одна из композиций 1973 года названа «Разрушение русской культуры». Вазу-«Храм» разбили. Но художник показывает драгоценную внутренность — образы святых, отданных на волю ветров и дождей. В начале 1970-х годов такие работы были смелым поступком.

В 1975 году Солодков вернулся в Ленинград, на Комбинат декоративно-прикладного искусства. Он успешно выполнил ряд крупных монументальных работ (керамическое панно «Рождение Вселенной» для холла гостиницы «Москва», керамические пласты «Легендарные корабли» и «Ганзейский союз» для гостиницы «Дружба» в Выборге и др.). Ярким событием в его творческой жизни было участие в группе «Одна композиция» (1979–1987). В 1977 году группа молодых керамистов провела в стенах союза художников первую безжюрийную выставку неутилитарной керамики. Солодков выставил композицию «восток и Запад», представлявшую собой две шамотные формы. Пластическая идея состояла в том, чтобы показать самозарождение вазы из массы, которая как бы сама собой структурируется, постепенно совершенствуется, превращаясь в сосуд.

Эту же тему художник развил в композиции «Хаос и логос». На языке керамики автору удалось выразить сложные философские понятия. Вскоре вслед за «Одной композицией» союзом художников была организована крупная выставка «Керамика Ленинграда», где участвовали около 60 авторов. Родилась легенда о ленинградском «керамическом буме», керамика оказалась в авангарде и повлияла на станковые виды искусств. Несколько авторов получили в этой экспозиции свою отдельную зону, и среди них Лев Солодков. Собственно, это была небольшая персональная выставка, центром ее стала композиция «Космос», которую вполне можно счесть за проект монумента.

В 1970-е годы в нашем искусстве сформировался особый вид творчества — «декоративная композиция» — чистая форма, обращенная напрямую к эстетическому инстинкту зрителя. Именно «чистую форму» развивал в своем творчестве Солодков. «Космос», «Готика», «Ритмы» и другие — это ансамбль керамических тел, создававших особое, структурированное пространство.

Солодков вошел в ленинградское искусство со своей темой, со своей лирической интонацией, со своей системой приемов. Он постоянно экспериментирует с материалом, изобретает керамические массы, приемы работы с формой. Так, уникальна по замыслу и технике исполнения серии «Зимний сад». Мы понимаем, что каждое дерево — это «Древо жизни». По сути, «Древо жизни» — лейтмотив творчества Солодкова. Серия «Святая Русь» возникла после поездки в Карелию. В этой композиции белые «Камни» (на самом деле особая керамическая масса) покрыты подглазурной росписью. Возникла уникальная разновидность пейзажа — он ковром лежит на поверхности сферических тел. Тут любимые автором леса, пронзительно-синее небо с ликами святых, озера, избушки, деревянные церковки. Это не только конкретные виды, но мировоззрение: природа всеобъемлюща. Даже камень не мертвый. Он часть одухотворенного пространства земли и небес.

В творчестве Солодкова стерта граница между «живым» и «мертвым», между телом и душой, церковью и природой. Человек всегда хотел найти способ получения новых материалов, новых технологических возможностей. Видимо, профессия горного мастера и детство на прииске ведут Солодкова к поиску новых пород и новых форм материи, которых не создала природа. В его композициях «Острова», «Гармония», «Раковины не морские» — нечто похожее на самородки или кораллы. Но что-то вам говорит, что это рукотворное вещество. Возможно, исходящие от них теплота, мягкое и спокойное сияние. Керамическая картина в керамической раме — триптих «альтернатива» — ноу-хау Солодкова. Керамика перестала быть «прикладным» искусством, и возникла идея довести эту тему до логического конца. Живопись по керамике не нова, но в данном случае используется собственная стилистика, по-своему применяются глазури, создающие яркие, глубокие цвета, пенистые фактуры. Живопись в керамике зависит от химии соединения красок, от температурного, газового режима. Это особая наука. И не менее сложно создать керамическую раму, чтобы ее не вело и она не трещала, потому что глина не любит прямых линий и плоскостей.

В начале 1990-х годов был закрыт экспериментальный участок комбината ДПИ, где около 40 художников-керамистов имели место для работы, печи для обжига, материалы (глину, глазури, краски) и обеспечивались работой. Многие вынуждены были отказаться от любимой профессии. Лев Солодков оказался в числе тех, кто выстоял.

На фарфоровом заводе «Пролетарий», где изготовляли крупногабаритные изоляторы, была организована творческая мастерская Льва Степановича Солодкова и его дочери Татьяны Львовны. При поддержке директора — Гейдара Мамедовича Иманова в этой мастерской выполнены уникальные подарочные сервизы, фарфоровая скульптура, высокохудожественная посуда, иконы, иконостасы, сувенирная продукция, экспериментальные работы. В 1990-х годах Солодков исполнил чайный сервиз на 12 персон для Патриарха всея Руси алексия II (к 65-летию) и столовый сервиз «Русский север» (180 предметов) к его 70-летию. Помимо своего утилитарного назначения эти сервизы стали историческим памятником нашей культуры. На поверхностях чайников, тарелок, чашек синим кобальтом изображены известные и безвестные, ныне не существующие деревянные северные церкви. Белый фарфор здесь — как белые, заснеженные холмы, средь которых разбросаны селенья. Это гимн русскому деревянному зодчеству и северной природе.

В 1990-е годы Лев Степанович начал делать керамические иконы. Керамика дает яркий, глубокий цвет, который не тускнеет. Есть данные, что одно из первых изображений Христа было на глине. Сирийский царь Авгарь страдал от проказы. Он попросил Христа исцелить его, и получил льняной убрус с отпечатком лика Христа, который его исцелил. Нерукотворный спас стал одной из важнейших святынь города Едессы. Но во время нашествия крестоносцев жители были вынуждены его замуровать в городской стене. В 544 году, когда стену вскрыли, то обнаружили, что образ отпечатался на керамической плите, прикрывавшей убрус.

Первая икона Солодкова «Георгий Победоносец» выполнена еще в 1980-х годах как выставочное произведение. Она поражает звонкостью красного, белого, зеленого цветов. Затем появились «Святая Троица» и другие произведения, на которые обратили внимание служители церкви и заказали Солодкову иконостас для Знаменской церкви в Царском селе (конец 1990-х). Однако, инспекция по охране памятников не позволила его установить. Часть икон из иконостаса осталась в Знаменской церкви, а часть составила иконостас в церкви Благовещения в Царском селе (открыта и освящена в 2006 году).

В 2009 году настоятель собора Успения Божией Матери Оптинского подворья обратился к Л.С. Солодкову с предложением исполнить в фарфоре утраченный иконостас общей площадью 54 квадратных метра. Резной золоченый фарфоровый иконостас освятили 7 января 2011 года. За эту работу Лев Степанович был представлен на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за 2011 год, получил от губернатора Г.С. Полтавченко благодарность за выдающийся вклад в развитие искусства Санкт-Петербурга. Также он был награжден золотой медалью Российской академии художеств и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

В настоящее время Лев Степанович — профессор смольного института Российской академии образования на факультете ДПИ, где передает опыт и мастерство своим ученикам. Выпускников Солодкова охотно принимают фирмы по производству керамических изделий, понимая, что они уже зрелые мастера.

Л.С. Солодков постоянно участвует в выставках Санкт-Петербургского и союза художников России, Петровской академии наук и искусств и других. В 2008 году с успехом прошла его персональная выставка в Елагиноостровском музее ДПИ. В настоящее время он вместе с дочерью, керамисткой Татьяной Солодковой, работает над двумя иконостасами (для собора Рождества Богородицы, освященного Иоанном Кронштадским, и церкви владимирской иконы Божией Матери, Ленинградская область). Серия иконостасов, десятки фарфоровых икон — это уникальный вклад, который внес Л.С. Солодков в отечественную культуру.

Материал опубликован в журнале «Декоративное искусство» #6/417

Текст Маргарита Изотова

Фото предоставлены художником

Изображения: Лев Солодков. «Древо жизни», спецмасса, глазури, глянц-гольд, 2006 г. «Разрушение русской культуры», фаянс, подглазурная роспись, соли, глазури, 1973 г. «Золотая осень», фрагмент, спецмасса, глазури, глянц-гольд 2003 г.

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com