Сотрудники фонда «Артпроект» и журнала «ACADEMIA» побывали в двух мастерских Сергея Горяева, народного художника России, академика Российской Академии художеств, председателя МОСХ России с 2000 года.
Городская мастерская художника Сергея Горяева расположена в здании МОСХ на Беговой улице. Мы поднимаемся под крышу сталинского дома, подъезд и переходы которого пропитаны духом эпохи. Отсюда Сергей Горяев руководит творческим союзом, здесь проектирует новые объекты, создает картины, принимает гостей. Тут находится и домашний музей его знаменитого отца - Виталия Горяева, народного художника СССР. Работы художника - большие живописные полотна, камерные этюды, книжная графика, его архив и коллекция произведений искусства - все свидетельствует об уникальном таланте и вкусе этого мастера.
Работы Виталия Горяева при сложных композиционных решениях поражают раскованной пластикой и легкостью. На антикварном дубовом столе лежат иллюстрации к книгам. Это персонажи многих русских писателей XIX века – Пушкина, Гоголя, Толстого. Сразу вспоминаешь школу, уроки литературы, класс читает «Войну и мир»… В то время я и не думала, что когда-нибудь увижу мастерскую, где создавались эти иллюстрации, и буду держать оригиналы в руках. В музее большой архив произведений и фотографий.
Кроме работ Виталия Горяева в мастерской присутствуют свидетельства многочисленных увлечений Сергея Витальевича. Он страстный коллекционер – мебель, чайники, шкатулки, дорожные аксессуары прошлых веков стоят и лежат повсюду. Эти вещи он обнаруживает в поездках по городам и весям России, привозит из дальних стран, и когда начинает рассказывать подробности их обретения и историю, его лицо меняется. Видишь, как дорога ему каждая вещица и сколько радости приносит общение с ней.
Диапазон художественных интересов Сергея Витальевича огромный он легко переходит от рассказа о новой каретной шкатулке к рассказу о своих новых проектах - Федеральном военном мемориальном кладбище в Московской области, открытие которого намечено ко дню Победы; о работах для метро – мозаиках на станциях «Достоевская» и «Марьина роща».
Мастерская в доме на Беговой - это и квартира-музей, и место творчества, и уютный дом. В окна видна панорама города, лошади на ипподроме, шумное «третье кольцо». А в мастерской творческая обстановка, обжитое фамильное гнездо, в котором сын с любовью хранит работы своего отца и творит сам.
Вторая, загородная, мастерская Сергея Витальевича и еще один дом-музей Горяева-старшего находятся в поселке Абрамцево.
Дорога до Абрамцева занимает около полутора часов езды к северо-востоку от Москвы. В тридцатые годы напротив музея-заповедника «Абрамцево» на другом берегу реки Вори был построен поселок художников Ново-Абрамцево, это и есть цель нашего путешествия. Здесь когда-то обосновалась семья художников Васнецовых, живет уже не одно поколение художников Шмариновых. Построил дом, возможно, даже по проекту Шусева художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь.
Размеры загородной резиденции Сергея Горяева довольно внушительны. Это целое «арт-хозяйство». Здесь и настоящая крепость, которую супруга художника называет «укрепрайон», и пруд со спящими (мы приехали на дачу в последние дни осени) рыбами, и легендарный дом Грабаря. Сначала нас проводят в «укрепрайон». Тут расположена мастерская с круговой панорамой, где идет работа над большими полотнами из цикла «Поля русской славы». Это пространство может быть и выставочным залом. В центре есть вращающийся подиум для работы над скульптурой или пространственным объектом, здесь удобно показывать перформансы.
Сергей Горяев планирует в своей резиденции проводить симпозиумы скульпторов и художников, поэтому в своей крепости он предусмотрел помещения под мастерские, экспозиционные залы, хранилища для скульптур и картин. Кроме того, здесь есть и условия «для поддержания творческого духа» - банный комплекс и бассейн на крыше. Уже сейчас сюда приезжают художники, чтобы воспользоваться гостеприимством хозяина и поработать. Так в Абрамцеве возрождается давняя традиция местных пленэров.
Прогулку по окрестностям здесь можно рассматривать как экскурсию по памятным местам, связанным со многими славными именами отечественного искусства. История Абрамцева начинается с конца XVIII века. Примерно в 1870-х годах владельцы усадьбы Головины построили дом с мезонином. Впоследствии усадьбу приобрел писатель Сергей Аксаков, и она стала известна в артистических кругах. Следующим ее владельцем стал известный промышленник и меценат Савва Мамонтов. Именно тогда образовался абрамцевский, или мамонтовский, кружок. Летом сюда приезжали творить Репин, Васнецов, Серов. Тут работали и столярно-резчицкая и керамические мастерские. Здесь гостили и работали художники Врубель, Поленов. Писатели и поэты тоже порой гостили в Абрамцеве. Известно, что Гоголь трижды приезжал к Аксаковым и читал хозяевам первую главу второго тома "Мертвых душ", усадьбу посещали Тютчев, Тургенев.
В советские времена Вера Мухина создавала здесь макет своей знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница».
Легендарный дом Грабаря во владениях С.В. Горяева - это трехэтажное деревянное строение со скрипучими дубовыми лестницами и большой открытой верандой. Грабарь писал в 1956 году: «Вы увидали бы, какой у меня с третьего этажа моей дачи русский простор открывается - просто дух захватывает. Все лето занимался живописью и ни одной строки не написал по истории». Мы проходим в мастерскую, здесь работал художник. Глядя из этих, окон он писал «Последний снег», на мольберте у камина - «Красные яблоки на розовой скатерти». Позже в этой же мастерской работал Виталий Горяев над популярными иллюстрациями к произведениям Гоголя и Достоевского и над живописными полотнами, известными в основном только специалистам.
Из окон дома открывается вид на реку и масштабное строительство, будущие выставочные площадки и летние мастерские – все что нужно для пленера. Сейчас под навесом стоят формы скульптур для мемориального ансамбля «Моста Славы», работа которую завершает хозяин в настоящее время.
Создание арт-резиденции требует немало сил и средств. Но Сергей Витальевич уверен, что это место вдохновит еще немало художников, как оно вдохновляло уже несколько поколений обитателей и этого легендарного дома, и других художников - жителей поселка Абрамцево.
Подробнее о проекте "Мастерская художника"
Текст Дарья Болховитина
Фото Дмитрий Гражевич, Светлана Гусарова и Владимир Куприянов