Фонд Артпроект выступил одним из организаторов выставки современных российских художников «Метаморфозы модернизма», прошедшей в июне 2010 года в Страсбурге.
В июне 2010 года, в рамках серии выставок, приуроченных к году России во Франции, в Страсбурге состоялась небольшая, но вполне успешная выставка работ современных российских художников «Метаморфозы модернизма».
Страсбург – столица третьей по экономическому значению провинции Франции – Эльзаса, к тому же признанный политический центр Европы, поскольку именно здесь располагается Европейский парламент и офисы Совета Европы. Российское представительство при этой авторитетной международной организации и консульство России в Страсбурге в данном случае выступили патронами экспозиции, организованной Фондом поддержки современного искусства Артпроект и редакциями журналов ACADEMIA и «ДИ — Диалог искусств».
Она была развернута в прекрасно подошедшем для этого небольшом особняке в живописном зеленом районе города «Мануар дю Контад» в нескольких кварталах от исторического центра города увенчанного великолепным готическим собором Нотр-Дам, сооружавшимся с конца XII по середину XV века.
Особняк, который именуют также «Вилла Остерлофф», можно с полным правом назвать и усадьбой, поскольку он расположен на берегу одного из рукавов местной речки Илль и окружен небольшим парком. Трехэтажное здание с дополнительным чердачным этажом выстроено в стиле модерн в начале ХХ века: каждый фасад индивидуален, не повторяет другой, а завершается или мансардой, или башенкой. Интерьер усадьбы сочетает декоративные элементы и отделку, относящиеся к стилистике Ар Нуво, и хай-тековские осветительные приборы, мебель современного дизайна.
В экспозиции, свободно размещенной на всех этажах здания, а также и в его подвале, и идеально вписавшиейся в разные по размеру и конфигурации залы особняка, были представлены произведения четырех художников разных творческий поколений: Клары Голицыной (р.1925), Олега Ланга (р. 1950), Ольги Татаринцевой (р. 1967) и Гарри Зуха (р. 1967).
Своими работами К.Голицына обращалась к истокам модернизма в формах экспрессивного неопримитивизма, и эта тенденция похватывалась в экспозиции работами и О.Ланга с их крупными, выразительными формами, тяготеющими к плоскостносьти, и в совсем ином ключе вещами Г.Зуха – наполненными десятками и сотнями мелких разноцветных силуэтов людей (эти серии выполнены в соавторстве с Еленой Фигуриной) или лошадей (в сотрудничестве с Екатериной Ивановой) на холсте и на ткани, сплошь покрывающими живописную поверхность больших форматов. Тут уместно вспомнить и наследие Михаиила Ларионова и Наталии Гончаровой, и «Красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина и других основоположников русского авангарда. Что касается работ Ольги Татаринцевой, то ее композиции представляли, скорее, другую ипостась модернизма – минимализм, что нашло отражение и в композициях показанных холстов, и в их тяготеющем к монохромии изысканном колорите.
Открытие выставки прошло при большом стечении публики в присутствии Генерального консула РФ в Страсбурге К. Климовского и представителей Посла России при Совете Европы. Российские дипломаты и сотрудники страсбургского Музея современного искусства проявили неподдельный интерес к продолжению сотрудничества с журналами «ДИ» и Московским музеем современного искусства в деле организации новых выставок современных российских художников в замечательном городе на северо-востоке Франции. Хочется надеяться, что эти намерения встретят понимание и получат продолжение. Дело за новыми интересными проектами, которые мы могли бы предложить столице Эльзаса.
Андрей Толстой
Полный текст статьи опубликован в журнале ACADEMIA №4-2010.
Подробнее о программе "Открытое искусство".