Артпроцесс

 
14.06.2013

Мода вне подиума

В последние десятилетия мода как культурный феномен становится предметом все более пристального изучения. С ней связаны многие арт-практики и новейшие изобразительные технологии.

Свое главное качество – устойчивую тенденцию новизны – мода смело заменяет сенсационной художественностью открытия. Медуза горгона с лицом английской модели Кейт Мосс устрашающе смотрит с полотна американского художника Франка Мура. Написанная в 1997 году и названная «Умереть за» картина воплощала смысл новых ценностей, словно задавая вопрос, как это случилось, что мода стала столь всепоглощающей. Соединяя историю мифа классического и мифа сегодняшнего, картина демонстрировала также и неожиданно сложившийся альянс искусства и моды.

И здесь известные слова Ролана Барта о моде как о примере чистой диалектики отношений между индивидом и обществом можно подвергнуть сомнению. Ибо мода сегодня подчиняет себе то, что раньше модой не являлось. И наш условный индивид оказывается далеко на обочине этого процесса. Мода теперь – это не столько костюм или модное платье, а некий объект, в котором соединяются различные визуальные сферы или пластические знаки личного повествования. Именно они – скульптуры, инсталляции, тела – становятся атрибутами крупнейших художественных музеев, кураторских программ, а модная фотография возвращается из истории поп-культуры в сферу чистого искусства.

Франк Мур "Умереть за", 1997, Написана для модного дома Версаче

Отечественная арт-сцена, далекая от моды в современных ее проявлениях, все еще продолжает изучение моды как традиционную историю костюма в аналогиях с изобразительным искусством, декоративной сферой и т.д. Один из последних примеров – выставка Русского музея «Картина, стиль, мода», показавшая широкую панораму костюма, коллекций Эрмитажа, музеев Петродворца и Павловска, музея истории города и собственные обширные собрания декоративного искусства, живописи и скульптуры. Но о кардинальных изменениях мира моды говорят на выставке лишь собрания ХХ века и века нового. Они создают другой контекст рассмотрения моды как искусства, но если в начале ХХ столетия мода связана с большим искусством архитектоникой, конструктивистскими формами, линией, цветом, то в конце столетия это уже мода, которая сама предлагает формы и темы искусству. И возможно, определяющими оказываются знаки телесного.

Обратимся к экспозиции. Здесь перед нами современные короли и королевы, высокое и низкое, богатство и бедность, к ней не применимы критерии оценок красоты костюма, стиля и так далее. Но есть символы моды – компьютерные версии «Черного квадрата» и знаменитые обнаженные Хельмута Ньютона. Они выполнены Георгием Пузенковым, имитирующим на холсте новую дигитальную образность фотографии. Обращают на себя внимание и странно увеличенные постеры – картины Петра Климцова. Он своеобразно проигрывает мифологию моды, заменяет модную фотографию живописью на стекле, добиваясь иного, эмоционального ее восприятия, но сохраняя притягательность изображения. Позирующая здесь Стела Теннант – участник проектов альтернативной моды. В экспозиции есть объекты, посвященные истории искусства – Малевичу (Т. Парфенова), рядом «Рыцарский плащ», 1989, К. Гончарова и его «Школьное платье», 1990-е), символы поп-арта советского времени (А. Хлобыстин «Маяковский – гендер», 1993). Есть и новые работы петербургской художницы Татьяны Чепургиной – «Ледоход», «Зима», «Дождь» (2008). Это своего рода керамические скульптуры, смысл которых в материале, его тактильных свойствах, самой истории ленинградской керамической школы.

Художники и дизайнеры демонстрируют свое отношение к моде. Идея «костюмности» подвергнута сомнению. Возникли новые параметры – историческое платье, технологическое, даже утопическое и, наконец, просто платье, которое нельзя носить. Но в этом очевиден и другой сущностный аспект: появление одежд – скульптур, объектов, одежд-оболочек.

Произведения, показанные на выставке, несомненно, привлекают особенностями видения, в них есть стремление к исследованию идеи моды. Но пока отечественные художники остаются в рамках прикладной сферы. История радикальных направлений, заданных крупнейшими европейскими новаторами искусства и моды, как, например, романтической выставкой Ива Сен-Лорана в Эрмитаже в 1987 году, ставшей событием художественной жизни тех лет. Ее экспозиция выходила за привычные рамки представлений о моде, мастер демонстрировал прежде всего свое обращение к формам и символам искусства. Как художественный жест воспринимались костюмы «Гойя», «Пикассо», «Мондриан» и знаменитое платье «Поп-арт», которое не подчеркивало, а цитировало тело, тем самым неожиданно меняя смысл модного.

Телесность становится в 1980 – 1990-е годы общей заботой моды и искусства. «Платье Энди Уорхола» (1991) воспринималось как тело Венеры, обернутое в коллаж с изображениями Мэрилин Монро и певца Джеймса Дина. Платье-оболочка, платье-скульптура. Желание быть тем, кого видим в журналах мод, Уорхол выразил программным соединением высокого и низкого. Некогда в европейской традиции существовала скульптура-манекен для накидывания ткани – вспомним вечернее платье «Дельфы» Мариано Фортуни (1920), пластический повтор «Дельфийского возницы», может быть, самый ранний пример скульптурного видения.

Своеобразный романтизм панковской культуры 1970-х годов привлек внимание к телу как зрелищу, создавая излишества, подобные пасторальным развлечениям XVIII века. Вслед за Вествуд Мадонна «регистрирует» тело как внешний предмет. Его создал Готье, затем он был воплощен в стеклянных формах – хорошо известных флаконах для туалетной воды. В 2001 году выставка «Экстремальная красота» в Метрополитен-музее показала пример новейшего объекта – «Робота» французского дизайнера Тьерри Мюглера, декларировавшего телесность искусственного, имитирующего, фактически отрицающего тело.

На протяжении ХХ века телесность в искусстве связана с развоплощением исторически сложившегося представления об обнаженном совершенном теле. Искусство 1960-х годов «разбирает» его на части, свои первые ассамбляжи в поп-арте создают Джеймс Димм («Ассамбляж», 1965). В хаотично собранных оболочках тела узнаваемы знаки нового художественного языка, одежда здесь – объект, балансирующий на грани пространства. Тело в момент исчезновения и возникновения становится областью творческих практик. Опыты сюрреалистов Рене Магритта, Луиса Бунюэля, Эльзы Скьяпарелли находят свое продолжение в инсталляциях, демонстрирующих более технологический аспект их визуальных игр (такова работа итальянской художницы Альбы Де Урбано «Вечное», 2004). С помощью предметов одежды она подчеркивает и выявляет отсутствие тела. Тело визуализировано на платье, но компьютерная печать его знаков, не образная, как у Магритта, а как в обманках, где границы размыты и вводят нас в заблуждение.

Но, возможно, наиболее революционным было вторжение на эту территорию дизайнеров. Изменившиеся отношения искусства и дизайна возвращают в практику исследование цвета, фактуры, линии, постепенно забывавшиеся современным искусством. Вместе с тем дизайн проявляет интерес к изобразительной декоративности – тактильным, сверхчувственным поверхностям, игре с реальной предметной средой, языку символов и так далее. Здесь вступают в силу законы инсталляции, возникает территория чистого искусства, где мода более не связана ни с подиумом, ни с реальностью, а лишь с выставочным пространством.

Полный текст читайте в журнале "Декоративное искусство" №4/415 2013

 

Маргарита Костриц


Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023