В наши дни отечественный авторский художественный батик оказался между производством и творческим процессом.
Сегодня батик нечасто встречается в общественных интерьерах и даже на выставках.
Это искусство оказалось дискуссионным, полным вопросов художественным пространством, в котором как художники, так и их работы вынуждены постоянно доказывать возможность и оправданность своего существования.
Работы Ирины Трофимовой, одного из ведущих художников в данной области с 1960-х годов, для культуры батика, особенно отечественного, гораздо больше, чем просто художественные произведения. Они являются своего рода и доказательством, и манифестом, и оправданием, и рассказом о батике, его самобытности, о возможностях и исключительных особенностях техники.
В наши дни отечественный авторский художественный батик оказался между производством и творческим процессом. В этой технике как способе массового декора как тканей, так и готовых изделий больше не нуждаются. На смену рукотворному процессу создания проектов эскизов — рисунков для текстиля, не говоря о самом батике, пришли компьютерная графика и моделирование, а также обезличенная конвейерная принтовая печать, батик же остался в стороне, не успевая за скоростью тиражного производства.
Полностью же занять непосредственно «станковую» творческую нишу этому виду исходно декоративного искусства так до конца и не удалось. Тем более что теперь, в условиях постоянно меняющейся художественной ситуации, он, как и в случае с производством, из-за своей трудоемкости и временных затрат вновь не успевает «подстроится» под ритм.
Его неправомерно рассматривать как часть пространства изобразительного искусства, попытки вписать в которое только еще больше выявляют его чужеродность. Батик обладает определенными чертами и свойствами, за счет которых он сложился как самобытный процесс в рамках и на грани именно декоративно-прикладного искусства. Вопрос, что есть батик, если не относиться к нему как к картине на ткани, становится бессмысленным, если разобраться в исключительных особенностях произведений, созданных с этой технике.
И именно в рамках дискуссии о творческой составляющей батика произведения Ирины Трофимовой становятся тем самым доказательством, которое может наглядно продемонстрировать сегодняшнюю художественную состоятельность этого ремесла.
Батик Трофимовой монументален. Это определение относится не только к технической составляющей процесса: художник создает крупномасштабные произведения, но и к обширности тем, мотивов, эпох, которые затрагивает художник, к количеству работ. За время творчества Ирина Трофимова создала более 100 панно, которые хранятся в коллекциях Государственного исторического музея, Государственного музея искусства народов Востока и других.
Удивительная особенность творчества Трофимовой — двойственность воздействия произведений на зрителя: осознание неимоверной сложности исполнения и вместе с тем ощущение, что панно создано словно на одном дыхании. Художник работает в технике горячего батика, которую она изучала в Дели, что очень символично, так как Индия была одной из первых стран, где он возник. Идея преемственности и включенности в историческое развитие также прослеживается и в тематике панно. Горячий
батик — сложнейшая технология, в которой изображение создается за счет многократного последовательного нанесения защитных резервов, цветовых слоев и термических обработок. Это, возможно, наиболее кропотливая, требующая заранее видения всего будущего произведения, а также множества сил и времени техника в и без того трудоемком батике.
Однако сложный многостадийный процесс в творчестве Трофимовой доведен до такой виртуозности, что создается впечатление исполнения произведения в технике alla prima. Конечно, использование этого термина по отношению к данному конкретному ремеслу противоречит сути его технологической составляющей. Однако, говоря о том, каким панно предстает перед зрителем, невозможно не отметить отсутствие ощущения трудоемкости и сложности процесса создания, необычайную легкость композиций. Крайне детализированные орнаментальные в своей основе изображения кажутся выполненными буквально в несколько движений. Данный эффект, несомненно, свойственен и живописи, однако в батике благодаря его изначальной эфемерности, хрупкости он акцентируется, входит в художественную специфику. Эти свойства росписи по ткани выявляют его родство с идеями театральности, что так явственно в работах Трофимовой. Ее панно, изображающие сцены из исторического прошлого как России, так и Европы, удивительные картины Востока, выглядят как тематическое обрамление некоего всеобъемлющего театрального действа. В отличие от традиционных театральных декораций, которые изображают конкретные пространства или плоскости, произведения Трофимовой, это своеобразные символические завесы, которые, являясь продолжением пространства, не скрывают и не изображают ничего, а дополняют «представление» образами далеких и отдаленных во времени миров.
Благодаря полноте тем, затрагиваемых художником, как географических, так и исторических («Воспоминание о Бирме», «Воспоминание о Царицыне»), произведения Трофимовой стремятся преодолеть и конкретику времени, встать над ним. Созданные ею сцены, несмотря на наличие точных контекстов, могли быть перенесены на ткань в историческое давнее время, в актуальное нынешнее или восприниматься как видения будущего, они пребывают как бы вне времени своего создания потому, что главное в них — образ. Причудливое орнаментальное исполнение как отдельных деталей, так и целых композиций усиливает надвременность произведений.
Работы Ирины Трофимовой утверждают позиции батика, определяя его положение как в пространстве искусства, так и во времени, развеивая сомнения об уместности этого ремесла в современном художественном контексте.
Материал опубликован в журнале "Декоративное искусство" #5/416
Текст: Марта Яралова
Фото предоставлены художником
Изображения: Ирина Трофимова «Старый город», хлопчатобумажная ткань, горячий батик 1985 г. «Голубая керамика» из серии «Воспоминания о Средней Азии», хлопчатобумажная ткань, горячий батик 1985 г. «Розовые джонки», хлопчатобумажная ткань, горячий батик 1980 г.