Артпроцесс

 
12.05.2014

Монументальный батик

В наши дни отечественный авторский художественный батик оказался между производством и творческим процессом.

Сегодня батик нечасто встречается в общественных интерьерах и даже на выставках.

Это искусство оказалось дискуссионным, полным вопросов художественным пространством, в котором как художники, так и их работы вынуждены постоянно доказывать возможность и оправданность своего существования.

Работы Ирины Трофимовой, одного из ведущих художников в данной области с 1960-х годов, для культуры батика, особенно отечественного, гораздо больше, чем просто художественные произведения. Они являются своего рода и доказательством, и манифестом, и оправданием, и рассказом о батике, его самобытности, о возможностях и исключительных особенностях техники.

В наши дни отечественный авторский художественный батик оказался между производством и творческим процессом. В этой технике как способе массового декора как тканей, так и готовых изделий больше не нуждаются. На смену рукотворному процессу создания проектов эскизов — рисунков для текстиля, не говоря о самом батике, пришли компьютерная графика и моделирование, а также обезличенная конвейерная принтовая печать, батик же остался в стороне, не успевая за скоростью тиражного производства.

Полностью же занять непосредственно «станковую» творческую нишу этому виду исходно декоративного искусства так до конца и не удалось. Тем более что теперь, в условиях постоянно меняющейся художественной ситуации, он, как и в случае с производством, из-за своей трудоемкости и временных затрат вновь не успевает «подстроится» под ритм.

Его неправомерно рассматривать как часть пространства изобразительного искусства, попытки вписать в которое только еще больше выявляют его чужеродность. Батик обладает определенными чертами и свойствами, за счет которых он сложился как самобытный процесс в рамках и на грани именно декоративно-прикладного искусства. Вопрос, что есть батик, если не относиться к нему как к картине на ткани, становится бессмысленным, если разобраться в исключительных особенностях произведений, созданных с этой технике.

И именно в рамках дискуссии о творческой составляющей батика произведения Ирины Трофимовой становятся тем самым доказательством, которое может наглядно продемонстрировать сегодняшнюю художественную состоятельность этого ремесла.

Батик Трофимовой монументален. Это определение относится не только к технической составляющей процесса: художник создает крупномасштабные произведения, но и к обширности тем, мотивов, эпох, которые затрагивает художник, к количеству работ. За время творчества Ирина Трофимова создала более 100 панно, которые хранятся в коллекциях Государственного исторического музея, Государственного музея искусства народов Востока и других.

Удивительная особенность творчества Трофимовой — двойственность воздействия произведений на зрителя: осознание неимоверной сложности исполнения и вместе с тем ощущение, что панно создано словно на одном дыхании. Художник работает в технике горячего батика, которую она изучала в Дели, что очень символично, так как Индия была одной из первых стран, где он возник. Идея преемственности и включенности в историческое развитие также прослеживается и в тематике панно. Горячий
батик — сложнейшая технология, в которой изображение создается за счет многократного последовательного нанесения защитных резервов, цветовых слоев и термических обработок. Это, возможно, наиболее кропотливая, требующая заранее видения всего будущего произведения, а также множества сил и времени техника в и без того трудоемком батике.

Однако сложный многостадийный процесс в творчестве Трофимовой доведен до такой виртуозности, что создается впечатление исполнения произведения в технике alla prima. Конечно, использование этого термина по отношению к данному конкретному ремеслу противоречит сути его технологической составляющей. Однако, говоря о том, каким панно предстает перед зрителем, невозможно не отметить отсутствие ощущения трудоемкости и сложности процесса создания, необычайную легкость композиций. Крайне детализированные орнаментальные в своей основе изображения кажутся выполненными буквально в несколько движений. Данный эффект, несомненно, свойственен и живописи, однако в батике благодаря его изначальной эфемерности, хрупкости он акцентируется, входит в художественную специфику. Эти свойства росписи по ткани выявляют его родство с идеями театральности, что так явственно в работах Трофимовой. Ее панно, изображающие сцены из исторического прошлого как России, так и Европы, удивительные картины Востока, выглядят как тематическое обрамление некоего всеобъемлющего театрального действа. В отличие от традиционных театральных декораций, которые изображают конкретные пространства или плоскости, произведения Трофимовой, это своеобразные символические завесы, которые, являясь продолжением пространства, не скрывают и не изображают ничего, а дополняют «представление» образами далеких и отдаленных во времени миров.

Благодаря полноте тем, затрагиваемых художником, как географических, так и исторических («Воспоминание о Бирме», «Воспоминание о Царицыне»), произведения Трофимовой стремятся преодолеть и конкретику времени, встать над ним. Созданные ею сцены, несмотря на наличие точных контекстов, могли быть перенесены на ткань в историческое давнее время, в актуальное нынешнее или восприниматься как видения будущего, они пребывают как бы вне времени своего создания потому, что главное в них — образ. Причудливое орнаментальное исполнение как отдельных деталей, так и целых композиций усиливает надвременность произведений.

Работы Ирины Трофимовой утверждают позиции батика, определяя его положение как в пространстве искусства, так и во времени, развеивая сомнения об уместности этого ремесла в современном художественном контексте.

Материал опубликован в журнале "Декоративное искусство" #5/416

Текст: Марта Яралова

Фото предоставлены художником

Изображения: Ирина Трофимова «Старый город», хлопчатобумажная ткань, горячий батик 1985 г. «Голубая керамика» из серии «Воспоминания о Средней Азии», хлопчатобумажная ткань, горячий батик 1985 г. «Розовые джонки», хлопчатобумажная ткань, горячий батик 1980 г.

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№1/422 2017
Декоративное искусство № 1/Лето 2017 | 30.08.2017
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023