Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
14.05.2014

Мозаики Musivum в Казанском кремле

Уникальные мозаичные скульптуры и панно, созданные современными художниками из разных стран, были размещены летом этого года под открытым небом на исторической территории музея-заповедника «Казанский кремль» и в выставочном зале «Манеж».

Собрание современного мозаичного искусства Фонда Исмаила Ахметова насчитывает более 300 экспонатов и является крупнейшим в мире. В Казани было представлено 20 работ.

Большой мозаичный проект Фонда Исмаила Ахмедова попадает в общую тенденцию, когда традиционные производства сотрудничают с современными художниками. Это и венецианский «Glassstress» Центра современного искусства и стекла «Беренго» в Мурано (2009, 2011, 2013), и инициированный фондом Джоржио Чини проект «Работа Пенелопы: тканые слова и изображения» в сотрудничестве с фабрикой «Фламандские ковры», показанный в Венеции в 2011 году.*

Высокий уровень технологических возможностей, сотрудничество с лучшими художниками и архитекторами позволяют Фонду Исмаила Ахмедова решать самые разные задачи, создавать объекты, которые могут не только украсить музейные собрания и интерьеры, но и взаимодейcтвовать с городской средой.

Фонд Исмаила Ахметова большое значение придает образовательным программам, включающим гранты для начинающих художников на стажировки в России и Италии. В подмосковном Балабаново действует арт-резиденция фонда, где есть все необходимые условия для творчества художников и производства работ.

Фонд способствует культурному обмену между итальянскими академиями изобразительных искусств и Санкт-Петербургской академией живописи имени Репина. Организация международных проектов призвана помочь в поиске новых талантов, создать условия для творческого общения российских и европейских художников.

Выставка в Казани стала первой в региональной программе фонда, за ней последовала экспозиция в Сочи, так что скульптуры из мозаики могут стать еще и визитной карточкой городов, организующих большие спортивные события.

Мозаика, история которой насчитывает уже несколько тысячелетий, не выходит из употребления и применяется также в современном искусстве. В этом убеждают все выставки Фонда Исмаила Ахметова, регулярно проводимые в России и Италии, одна из которых «Reliquarium» была включена в программу 4-й Московской биеннале современного искусства. Для этого проекта художники и архитекторы составили творческие пары, итогом работы которых стали девять (по числу муз) реликвариев для хранения святынь современной культуры.

Объекты из мозаики могут преобразить современную архитектуру, но способны также внести яркие акценты в архитектуру историческую. Это доказала экспозиция на территории Казанского кремля.

Казань пред- и постуниверсиадная чем-то напоминала квартиру после ремонта, куда еще не въехали хозяева. Идеально чистые улицы, свежие фасады реконструированных домов, похожих на «новоделы». Строгая геометрия парка Тысячелетия, стройная перспектива Кремлевской улицы без вывесок, кремль с парадными голубыми елями и нормативной архитектурой XIX века, где разместились музеи, — все это как будто еще не совсем обжито и кажется несколько холодноватым. Строгость среды нарушила выставка произведений из мозаики под открытым небом, созданных художниками Душаной Бравура, Марко Бравура, Нане Заваньо, Джулио Кандуссио, Сергеем Кузнецовым, Сергеем Чобаном.

Их мозаичные скульптуры оказались гармоничны и с новой красавицей мечетью Кул-Шариф, и с золотыми куполами старинного Благовещенского собора. И хотя у каждой работы была аннотация с рассказом об авторе и выставке, возникало ощущение, что эти произведения были здесь всегда, настолько соответствовали архитектуре их материал и архетипичные формы. «Уникальные экспрессивные качества мозаики, проявляющиеся в интерактивной способности меняться в зависимости от угла зрения и направленности освещения, делают ее остросовременным видом искусства, — уверены организаторы. — Новые технологии и материалы позволяют современным мастерам создавать произведения, не сравнимые с произведениями предшествующих эпох».

Одна из самых эффектных скульптур, показанных в кремле, — «Золотая река» — результат сотрудничества московских архитекторов из бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов» и итальянского художника Марко Бравуры, эта работа была создана для проекта «Hybrid Architecture&Design» выставки «iSaloni 2013» в Милане и экспонировалась в университетском городке, но не менее органично она смотрелась рядом с мусульманской мечетью. Волнообразная форма, покрытая золотой мозаикой и котиссо (стекло, которое получается в процессе выдувания изделий в венецианских печах), преломляла солнечные лучи и отражала небо, создавая игру бликов, от которой  невозможно было оторвать взгляд.

Диск из стеклянной мозаики «Солнечное и ледяное» Джулио Кандуссио, арт-директора Школы мозаики во Фриули (Италия) — итог многолетних экспериментов художника по созданию уникальной текстуры из мозаики, которой он покрывает минималистичные формы.

Итальянский живописец и скульптор Нане Заваньо отказался от привычной тессеры (заменил ее  «сырыми» природными материалами — речной галькой, мрамором, стеклом), от  живописных возможностей мозаики, предпочтя ей монохромность, от  фигуративности и повествовательности сюжетов в пользу чистых геометрических решений. Белые рельефные розетки из речного камня с четким ритмом орнамента воспринимаются как метафора изначальных форм материи, втянутой во вселенское циклическое движение. Этот образ подсказали художнику концентрические круги, расходящиеся от брошенного в воду камня.

Душана Бравура представляет молодое поколение художников-мозаичистов равеннской школы, одного из наиболее ярких явлений в современной мозаике. В технике мозаики она создает произведения концептуального искусства (инсталляция «Истинная и единственно правильная алхимия» на III Международной выставке современной мозаики «Архитектура и мозаика»), а также анималистическую скульптуру. На выставке в Казани была представлена ее работа «Колпица».

Если объекты из мозаики, экспонированные на территории Казанского кремля  уверенно ведут диалог с архитектурой, то экспозиция в выставочном зале «Манеж» проекта «Иконостас» Марко Бравура камерная, предполагает созерцательное погружение в развитие пластического сюжета, вибрацию фактуры. Природные образы, выполненые в драгоценной мозаике на древесных панелях с сусальным золотом, выявляют не только эстетическую, но и этическую ценность фитоцентричной картины мира, представленной художником. Куратор проекта «Иконостас»Даниэле Астролого Адабал сравнивает автора с иконавтом (тем, кто умеет ориентироваться в переплетениях иконографии), а изображения на 12 мозаичных панно определяет неологизмом «древолист». Мозаичный иконостас  символизирует синтез искусства и природы, выраженный в том числе в использовании в монохромных панно природных материалов: лавовых камней, пирита, малахита, кварца, агата, ископаемых амонитов, а также отходов производственной деятельности человека — проволоки, стружки, стекла.

Монументальные объекты Марко Бравура  представлены также и в экспозиции под открытым небом на территории кремля. Его «Roto В»
из золотого стекла напоминает сноп соломы и символизирует круговорот создания — воспроизведения — восприятия. Скульптура «Невидимый щит»  посвящена защите эстетических ценностей. Движение мозаичного рисунка начинается в нескольких точках, разворачивается по периметру щита и воронкой закручивается в его центре. Это графика «пути», которым прошли татарские Орды — Золотая, Белая, Синяя.

Диалог истории и современности, искусства и архитектуры, иницированный проектом Фонда Исмаила Ахметова, отражает культурные тенденции Татарстана. Выставка была высоко оценена профессиональным сообществом и пользовалась популярностью у горожан и туристов.

Казанский искусствовед Гузель Файзрахманова считает, что «такая выставка, как “Мозаики Musivum в Казанском кремле”, особенно актуальна для Казани, в которой отсутствует современная городская скульптура. За годы, прошедшие после развала СССР в Казани не осталось произведений, созданных в одной из самых популярных техник советской монументальной пропаганды. Уже не помнит молодое поколение, что долгое время Лядской сад в центре Казани украшали абстрактные парковые мозаичные скульптуры казанского художника Ильдара Ханова. Поэтому подавляющее большинство зрителей, покоренных блеском золотой и разноцветной смальты, с восторгом восприняли работы итальянских мастеров. Будем надеяться, что эта экспозиция станет первым шагом на пути возвращения в казанскую городскую среду мозаичной декоративной скульптуры».

В какой-то степени выставка является и бизнес предложением городу. Поскольку произведения из мозаики для городской среды должны обладать устойчивостью  к перепаду температур, а также антивандальными качествами, такие работы могут выполняться художниками только по заказу городских властей.

У Казани уже был не совсем успешный опыт в области паблик-арта. Летом 2012 года здесь состоялся первый Международной фестиваль стрит-арта, организованный департаментом туризма и молодежной политики Казани. Холстами для  участников фестиваля стали трансформаторные будки, опоры моста Миллениум и торцы многоэтажных зданий. Однако эскизы не были предварительно согласованы, возможно, поэтому общественность потребовала убрать все граффити. Этот факт подтверждает, что с городской средой должны работать именно профессиональные художники.

Об этом говорит и опыт других городов по размещению произведений искусства в городе. Таких как Пермь, которая за последние  годы стала столицей российского паблик-арта, и Выкса (Нижегородская облась), где уже в третий раз проводится городской фестиваль, включающий конкурс на объекты в городской среде, а также Международного фестиваля ланшафтных объектов «Архстояние» в селе Никола-Ленивец Калужской области.

Проекты, подобные «Мозаики Musivum в Казанском кремле», можно рассматривать и как подготовку зрителей к восприятию более радикальных форм современного искусства. В работах итальянских художников есть связь с образами  арте повера, вот только материал не бедный, а совсем наоборот. Но ведь и Лучано Фабро, один из основателей арте повера, работал с мрамором.

Материал опубликован в журнале «Декоративное искусство» #5/416

Текст: Ирина Сосновская

Фото предоставлены Musivum Gallery

Место: Казань

Изображения: Марко Бравура «Невидимый щит». Марко Бравура «Невидимый щит», смальта. Марко Бравура «Иконостас», Нане Заваньо «Камни».

 

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com