Возможность познакомиться с очередной версией репетиции музея современного искусства представилась в Ростове-на-Дону, в связи с открытием выставки Зигмара Польке в галерее "16thLINE".
Галерея находится на одноименной улице (16-й линии), в исторической части города на территории бывшей макаронной фабрики. В новом здании, построенном по проекту местных архитекторов, кроме галереи разместились ресторан авторской кухни и винотека. "16thLINE" работает чуть более года, ее первые выставки знакомили ростовских зрителей с художниками берлинских галерей NEU и СFA. А работы ростовских авторов галерея представляла на фестивале "Белые ночи" в Перми и на ярмарке VIENNAFAIR 2012 в Австрии.
В круг художников "16thLINE" входят «Fluxrus» (группа «Белка&Стрелка»), Маша Богораз, Олег Устинов, Александр Селиванов, Алексей Хамов, арт-группа СИТО, галерея сотрудничает с Александром Сигутиным и Владимиром Анзельмом.
Все это вполне отвечает обычной галерейной работе. Но ряд проектов "16thLINE" за этот формат выходят. Летом 2011 года здесь прошел первый фестиваль видеоарта “Move your line”. Затем, совместно с Третьяковской галереей "16thLINE" стала организатором cпецпроекта 4-й Московской биеннале современного искусства "Заложники пустоты", показанного в Москве и Ростове-на-Дону.
У галереи есть собственный фонд, в собрании которого находятся произведения современных зарубежных и отечественных художников: Джефа Кунса, Франческо Веццоли, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Анатолия Осмоловского, Валерия Кошлякова, Авдея Тер-Оганьяна и других. Этот список особенно впечатляет, так как в региональных музеях сегодня нет не только произведений современных зарубежных художников, но и работ известных российских мастеров конца XX - начала XXI века. Единственное собрание в настоящее время формируется только в Пермском музее современного искусства.
Каждое мероприятие "16thLINE" сопровождается не только выпуском каталога, но и образовательной программой.
Кроме того, сейчас галерея расширяет свои арт-пространства: прошел фестиваль уличного искусства "Макаронная фабрика", в котором приняли участие художники и фотографы из России и Германии, реконструируются помещения для экспериментального театра "18+" и новых выставочных залов.
Экспозиция "Музыка неизвестного происхождения" Зигмара Польке стала очередным знаковым событием для "16thLINE". Выставочный проект был подготовлен IFA (Инстутут иностранных культурных связей, Штутгарт) и Немецким культурным центром имени Гёте (Москва) для проката в региональных музеях и уже показан в Саратовском художественном музее, Самарском областном художественном музее, выставочном комплексе "Арсенал" (Приволжский филиал ГЦСИ, Нижний Новгород), Ульяновском областном художественном музее. Но в Ростове-на-Дону предпочтение отдано не музею, а частной галерее, что свидетельствует о ее высоком уровне.
Экспозиция в ростовской галерее особенно удачно смотрится днем, когда от размещенного на окнах красочного баннера возникает витражный эффект, наполняющий залы разноцветным светом, напоминающим о том, что художник занимался росписью по стеклу (в 1959-1960-х он учится в мастерской при заводе декоративного стекла), а впоследствии, любил создать оптические иллюзии, соединяя разные материалы и техники.
Серия из 40 гуашей 1996 года, составивших экспозицию, названа по одной из работ «Музыка неизвестного происхождения: заблокировать двери и не пускать внутрь». В ней нашли отражение основные приемы и мотивы творчества Польке, его страсть к живописному воспроизведению техники гравюры и растровой печати, к применению законов живописи в фотографии и фотографических методов в живописи, к игре с цитатами из истории искусства и газетными штампами.
Названия работ этой серии («Черное с добрыми намерениями», «Преображайте ложь – в слова, слова - в бесмыслицу, врагов – во время, а время - в вечность», «...какая вкусная весна» и др.) отсылают к текстовому мусору из инсталляции Ильи Кабакова "16 веревок" (1984. Мастерская художника в Москве), но более метофорично-абсурдны. Свою инсталляцию Кабаков сделал для выставки в ГМИИ, которая не состоялась. Ее реконструкцию показывали в 2004 году как спецпроект 1-й Московской биеннале в бывшем пространстве мастерской художника, ставшей Институтом проблем современного искусства. Это еще один пример условности институциональных форматов и пространств.
Зигмар Польке поступил в Дюссельдорфскую академию художеств, в тот же год, когда Йозеф Бойс принял предложение возглавить здесь кафедру монументальной скульптуры (1961). Большая ретроспектива «Йозеф Бойс. Призыв к альтернативе» в Московском музее современного искусства - одно из центральных событий Года Германии в России 2012/13. Передвижная выставка Зигмара Польке, в регионах России расширяет географию культурной программы Года. Обе выставки представляют российскому зрителю немецких художников творчество которых занимает исключительное место в истории искусства ХХ века.
Зигмар Польке представлен также на выставке «Реальность живописи: картина в искусстве Германии. 1950-2000» в Государственном центре современного искусства (1 ноября – 16 декабря)
В ростовской галерее "16thLINE" экспозиция работ Зигмара Польке "Музыка неизвестного происхождения" работает до 2 декабря.
Ростов-на-Дону стал седьмым городом после Саратова, Нижнего Новгорода, Казани, Перми, Екатеринбурга и Самары, где побывала рабочая группа видеоисследования «Репетиция музея». Организаторы благодарят президента фонда "16thLINE" Евгения Самойлова и директора галереи Татьяну Проворову за поддержку проекта.
Ирина Сосновская
Фото Антон Лубенец для 16thLINE
На фото:
президент фонда "16thLINE" Евгений Самойлов, директор галереи Татьяна Проворова
художник и арт-критик Диана Мачулина.