Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
06.04.2012

На фоне ковра

В подмосковной галерее "Gridchinhall" открылась выставка "The carpet is the message"

Куратор – арт-критик, искусствовед Мария Кравцова попробовала определить место ковра в истории и его современное бытование. Предстояло ответить на вопрос, как уживаются разные определения  ковра – от атрибута  мещанского быта до произведения искусства и музейного экспоната. Выставку нельзя назвать ностальгической – взгляд художников обращен в будущее, они пробуют переосмыслить значение ковра.

На протяжении всей советской истории ковер был вещью дефицитной и дорогостоящей. В 60-х годах ковер стал одним из символов сложившейся жизни, и одновременно подвергался критике как символ "мещанства". Функционально при этом он  работал дополнительной  и совершенно необходимой звуко- и  теплоизоляцией в "хрущевках".

Ковер не реабилитирован как предмет обыкновенного быта. Хороший ковер по-прежнему дорог, плохой аляповат, кроме того, изменились гигиенические стандарты и эстетические вкусы. Фотографии известных людей в домашних интерьерах с коврами на стенах вызывают гомерический хохот. Недавно сеть бурлила, обсуждая свадебную фотографию Анатолия Чубайса и Авдотьи Смирновой. Ковер на стене — четкий маркер времени, происходящее на его фоне  осознается как 1970-1980-е годы.

Некоторые из представленных на выставке художников не находят ковру место в современной жизни – Иван Бражкин, например, вырезал на ковре фразу "Позор мещанским гнидам".

Другие его коллеги менее радикальны. Фотограф Николай Бахарев тоже не отходит от канона, связывающего эту вещь с мещанством, но критиковать это самое мещанство не в его стиле. Он высмеивает советский образ жизни, но в его интонациях, в его ракурсах чувствуется какая-то привязанность к прошлому. Голые мужчины и женщины позируют в интерьерах советских квартир – комический эффект, возникающий в результате, как бы иллюстрирует культовую фразу про СССР, в котором нет секса. Присутствующий на всех снимках ковер вынуждает переиначить эту фразу – "На ковре секса нет". Впрочем, здесь нет бескомпромиссной ультимативности в духе "Позор мещанским гнидам". Бахарев просто вписывает голливудские мифы в неподходящую обстановку, не отказывая при этом самой обстановке в праве на существование, и голливудский миф в трактовке Бахарева ничуть не менее смешон, чем окружающее его мещанство.

Обратный процесс встраивания восточной культуры в западную жизнь интересует участников группы АЕС+Ф (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес). Два объекта из серии "Исламский проект"  напоминают, что ковер – вообще-то атрибут восточной культуры. Авторы размышляют на тему глобализации наоборот – что было бы, если бы свои условия диктовали миру не американцы, а арабы. На одном шелковом ковре изображена Статуя Свободы в парандже, на другой – нью-йоркский музей Гуггенхайм с вырастающим из него минаретом. Здесь ковер выступает в качестве артефакта древней и могущественный культуры, у АЕС+Ф ковер перестает быть предметом для шуток.

Группа АЕС+Ф, ковер "Новая Свобода", 2000

Неудивительно, что в том же направлении работают и два художника, чье детство прошло на Кавказе. Они оба относятся к коврам с уважением, но оба при этом констатируют, что это атрибут ушедшей эпохи, которому необходим апгрейд. Каждый из них старается встроить ковер в парадигму contemporary art. Дагестанец Аладдин Гарунов  использует абстрактные образы, формально восходящие к полотнам Пита Мондриана и Марка Ротко. Но абстракция Гарунова восходит к каким-то конкретным, весьма локальным формам. В своих работах наравне с коврами он использует резину – по его словам, резина символизирует современность, а плетение ковра служит напоминанием о том, что эта самая современность во многом сформирована традицией. Сочетание классических и современных материалов дает интересный визуальный эффект.

Известный бакинский художник Фаиг Ахмед сам ткет ковры, в которых либо намерено ломает симметрию, либо использует нетрадиционные декоративные элементы. Выходя за рамки канона, но используя один материал, он доказывает, что ковер – это в первую очередь предмет искусства, в котором, помимо проверенных веками ритмических узоров, может быть заложено авторское послание.

На выставке были и традиционные ковры, представленные  декораторским ателье Марка Патлиса. Копии работ, в том числе "Древо жизни" XVIII века, вместе с работами актуальных художников экспонировались на стенах, а некоторые были расстелены на полу. Зрители поначалу внимательно их изучали и аккуратно обходили, стараясь не наступить. Под конец вернисажа ковры вписались в интерьер настолько, что зрители уже не стеснялись ходить по музейным экспонатам.

На выставке "The carpet is the message" предпринимается попытка взглянуть на рассматриваемый объект со всех сторон. Это удачный опыт взаимодействия актуального и декоративного искусства.

 

Айнеж Вихарев

Изображения - пресс-служба Gridchinhall

Выставка продлится до 3 июня 2012, Gridchinhall

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com