Артпроцесс

 
13.11.2011

На закате бумажного века

Выставка «Бумажное время» в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ).

Для многих художников бумага поныне не теряет актуальности – и как рабочий материал, и как культурный символ или даже некая философская категория. Бумажный век не ушел в прошлое: несмотря на экспансию высоких технологий, традиционный белый лист по-прежнему излучает мощную творческую энергию. Однако среди художников даже самые заядлые приверженцы традиционных носителей все активнее приобщаются к цифровому, мультимедийному искусству. Выставка «Бумажное время» показывает этот переходный процесс, длящийся уже несколько десятилетий. Угасание «бумажного века», кризис «эры Гутенберга», тотальная виртуализация – все это предстает в работах участников экспозиции, как некое завершение «прекрасной эпохи». Точка перелома, по мысли кураторов проекта, наступила в конце ХХ века. В этот период, читаем в пресс-релизе, бумага «превращалась в метафору изменяющейся реальности»; при этом бумажные носители, «сохранявшие возможности традиционной цивилизации, ее утопичность и одновременно свободу мышления, оказались несовместимы с наступившей “клонированной” действительностью, требующей нового генетического кода».

Работы участников выставки на разные лады варьируют «бумажную» и «хронологическую» темы: в концептуальном, философском, ироническом и других ракурсах. Среди участников экспозиции – известные художники Виктор Пивоваров, Андрей Монастырский, Илья Кабаков, Дэвид Хокни (Великобритания), архитекторы Юрий Аввакумов и Вячеслав Колейчук, композитор Владимир Мартынов, поэт Лев Рубинштейн.

Так, Виктор Скерсис представил свой цикл «Музыкальные инструменты из бумаги», а на демонстрируемой здесь же видеоинсталляции можно увидеть, как автор исполняет на этих инструментах беззвучные мелодии.

А вот объект Андрея Красулина «Архив» являет собой нечто вроде вазы, из которой вместо цветка, растет скомканная и запачканная красками бумага – расходный материал из мастерской художника. Еще три таинственных бумажных предмета кружат над вазой, словно материализованные мысли.

Валерий Корчагин на вернисаже давал всем желающим мастер-класс по изготовлению бумаги особого сорта (перформанс «Рождение бумаги»), причем весь процесс записывался на видео, чтобы стать отдельным произведением.

Ностальгию по «бумажному веку» зримо выражает «Комбайн» Сергея Катрана. Из дерева и пластмассы сооружен большой вращающийся барабан, внутри которого укреплены и перелистываются отрывные настенные календари. У этого «колеса времени» (или вечного двигателя?) имеется также и звуковая опция: в наушниках можно услышать голоса людей из художественной тусовки.

Расположенный рядом проект Андрея Суздалева «На прошлой неделе» – это группа картонных карточек с изображениями, нанесенными при помощи трудоемкой ручной печати (сюжетами стали события из мира кино, ТВ и шоу-бизнеса). На мониторе, расположенном сбоку, показана работа этого домашнего печатного станка.

А вот произведение авангардного композитора Владимира Тарасова можно увидеть и услышать в отдельной полутемной комнате: его «Ноктюрн для бумаги» представляет собой несколько листов, шелестящих от искусственного ветра.

Шелест убегающих мгновений – прекрасный философский и художественный символ, а также зримое, «слышимое» воплощение главной идеи выставки.

Андрей Мирошкин

 

Выставка продлится до 20 ноября, ГЦСИ, Зоологическая, 13, стр. 2

Фотографии предоставлены пресс-службой ГЦСИ

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023