Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
30.01.2012

Национальный музей королевы Софии

Центр искусства королевы Софии - одна из вершин мадридского "Золотого треугольника искусств".

После длительной и бурной истории с путешествиями в 1992 году шедевр Пикассо "Герника" оказался наконец в Национальном музее – Центре искусства королевы Софии. Великолепно инсталлированный холст потрясает силой выражения трагедии и гнева. Цвет отсутствует, в черно-белой гамме все передано предельно ясно. Картина подчиняется безжалостной логике: рисунок, острый, как лезвие, свет и тень рассекают пространство, жесты персонажей обладают судорожной энергией. Американский искусствовед Герберт Рид так сказал о "Гернике": "Это памятник разрушению, крик негодования и ужаса, усиленный духом гения. Не только Герника, но Испания, не только Испания, но Европа является символом в этой аллегории. Это наша Голгофа, агония человеческой верности и нежности среди руин от бомбардировок".

Если Прадо – хранилище традиционного искусства в Мадриде, то Центр королевы Софии, прозванный мадридским МоМА, представляет мировое модернистское искусство, крупнейшее в Испании собрание. Музей располагает просторным, с высокими потолками пространством для экспозиций.

Любопытна история этого здания. Еще в ХVI веке король Филипп II решил объединить разные хосписы, разбросанные по Мадриду, в одну центральную больницу. Музей как раз и расположен в здании бывшей главной больницы, построенном между 1776 – 1781 годами, и на протяжении столетий подвергавшемся архитектурным переделкам, разным модификациям и добавлениям, в которых участвовал и знаменитый архитектор Жан Нувель.

Коллекция состоит из переведенного в музей собрания произведений ХХ века Прадо, собрания испанского Музея современного искусства, произведений художников, награжденных премиями на национальных выставках, разных приобретений, работ, полученных от меценатов. Самый ценный дар – от дочери скульптора Хулио Гонсалеса: 38 скульптур, 16 картин и рисунки – широкая панорама разных стадий его творчества. Особый акцент в коллекции Центра королевы Софии сделан на произведениях крупнейших испанских художников ХХ века: Гриса, Дали, Миро и Пикассо.

Впечатляющую панораму испанского искусства начала прошлого века, представляют произведения художников, работавших в двух центрах: Каталонии и Стране Басков – Р. Касос, С. Русиньол, Х. Миро. Касос был одним из самых прославленных художников своего времени, создавал портреты интеллектуалов и представителей крупной буржуазии. В первые годы ХХ века И. Сулоага добился признания благодаря своим пейзажам, портретам, народным сценам. Картина "Поколение" (1898) и другие считаются знаковыми. Это глубокие размышления автора о возрождении нации.

Искусство и культура, доминировавшие в этот период модернизма, являются впечатляющей версией ар-нуво, обозначившей их истинное возрождение, что превратило Каталонию в один из европейских центров.

Довольно оригинальным художником был Х.Г. Солана, которого особенно привлекала тема смерти, сюжеты с жутковатыми процессиями ("Процессия смерти", 1930). Преодолевая академические ограничения, используя оригинальную технику, он создал уникальную форму экспрессионизма, очень личностную. В его своеобразном стиле прослеживается глубокая связь с традицией испанской живописной школы: Рибера, Сурбаран, Эль Греко, ранний Веласкес, Гойя.

Хотя среди крупных представителей основного направления международного авангарда – кубизма были испанские художники – Пикассо, Грис, авангардистские движения в Испании не были известны до Первой мировой войны. В музее, однако, представлены многие знаковые имена: Соня Делоне, Пикассо, Липшиц, Лоран, Фрэнсис Пикабиа… Х. Торрес-Гарсия – самый яркий представитель течения ноуцентизма (noucentisme)*, использовавший в своем творчестве элементы кубизма и футуризма. Позже он вдохновлялся конструктивизмом.

Из всех художников, посещавших Испанию в первые годы ХХ века, возможно, именно Пикассо обратил внимание на испанские темы, что обнаруживается в его работах 1940-х. Пикабиа начал карьеру под влиянием кубизма, но вскоре перешел к более загадочному стилю, вдохновившись миром машин и механизмов, его произведения, почти всегда провокативны благодаря сексуальной символике. Творчество Липшица демонстрирует достижения и неизбежные ограничения кубистической скульптуры.

В зале Гриса, общавшегося в Париже с Пикассо, Браком и Д.Г. Канвайлером, ставшим его дилером и биографом, можно проследить изменения в его стиле в 1910-1920-е. Пример оригинального испанского кубизма – "Открытое окно"(1921).

Пабло Гаргальо и Гонсалес - самые крупные испанские скульпторы-авангардисты. В коллекции музея несколько ключевых работ Гаргальо периода между войнами, показывающих мастерство автора в моделировании пустоты. В скульптуре "Великий пророк" (1933) использована монументальная конструкция, в которой присутствует пустое пространство и применяются традиционные скульптурные техники моделировки и приемы резьбы металла. А в "Маске Греты Гарбо с локоном" (1930) ясно ощущается доминирование принципов скульптуры. Гаргальо закручивает металлический лист, будто это глина, демонстрируя совершенство в обработке стали, выразительные возможности скульптурных отверстий как элемента пластической композиции. Специфика работ Гонсалеса обусловлена двумя факторами: использованием железа и обыгрыванием пустого пространства как интегральной части скульптуры ("Голова, прозванная кролик", 1930). Гонсалес создал свой стиль, нечто среднее между экспрессионизмом, сюрреализмом и конструктивизмом, не отказываясь в то же время от фигуративных и абстрактных элементов.

 

* Термин, означающий 1900-е, применялся к каталонскому арт-движению 1906–1931 годов, возникшему как реакция против модернизма и выступавшему за возврат к классицизму. Возглавлял движение художник Эухенио Д’Орс.

 

Азиза Гусейнова

Полный текст статьи опубликован в журнале "Диалог искусств" №6, 2011

 


Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com