Артпроцесс

 
30.01.2012

Национальный музей королевы Софии

Центр искусства королевы Софии - одна из вершин мадридского "Золотого треугольника искусств".

После длительной и бурной истории с путешествиями в 1992 году шедевр Пикассо "Герника" оказался наконец в Национальном музее – Центре искусства королевы Софии. Великолепно инсталлированный холст потрясает силой выражения трагедии и гнева. Цвет отсутствует, в черно-белой гамме все передано предельно ясно. Картина подчиняется безжалостной логике: рисунок, острый, как лезвие, свет и тень рассекают пространство, жесты персонажей обладают судорожной энергией. Американский искусствовед Герберт Рид так сказал о "Гернике": "Это памятник разрушению, крик негодования и ужаса, усиленный духом гения. Не только Герника, но Испания, не только Испания, но Европа является символом в этой аллегории. Это наша Голгофа, агония человеческой верности и нежности среди руин от бомбардировок".

Если Прадо – хранилище традиционного искусства в Мадриде, то Центр королевы Софии, прозванный мадридским МоМА, представляет мировое модернистское искусство, крупнейшее в Испании собрание. Музей располагает просторным, с высокими потолками пространством для экспозиций.

Любопытна история этого здания. Еще в ХVI веке король Филипп II решил объединить разные хосписы, разбросанные по Мадриду, в одну центральную больницу. Музей как раз и расположен в здании бывшей главной больницы, построенном между 1776 – 1781 годами, и на протяжении столетий подвергавшемся архитектурным переделкам, разным модификациям и добавлениям, в которых участвовал и знаменитый архитектор Жан Нувель.

Коллекция состоит из переведенного в музей собрания произведений ХХ века Прадо, собрания испанского Музея современного искусства, произведений художников, награжденных премиями на национальных выставках, разных приобретений, работ, полученных от меценатов. Самый ценный дар – от дочери скульптора Хулио Гонсалеса: 38 скульптур, 16 картин и рисунки – широкая панорама разных стадий его творчества. Особый акцент в коллекции Центра королевы Софии сделан на произведениях крупнейших испанских художников ХХ века: Гриса, Дали, Миро и Пикассо.

Впечатляющую панораму испанского искусства начала прошлого века, представляют произведения художников, работавших в двух центрах: Каталонии и Стране Басков – Р. Касос, С. Русиньол, Х. Миро. Касос был одним из самых прославленных художников своего времени, создавал портреты интеллектуалов и представителей крупной буржуазии. В первые годы ХХ века И. Сулоага добился признания благодаря своим пейзажам, портретам, народным сценам. Картина "Поколение" (1898) и другие считаются знаковыми. Это глубокие размышления автора о возрождении нации.

Искусство и культура, доминировавшие в этот период модернизма, являются впечатляющей версией ар-нуво, обозначившей их истинное возрождение, что превратило Каталонию в один из европейских центров.

Довольно оригинальным художником был Х.Г. Солана, которого особенно привлекала тема смерти, сюжеты с жутковатыми процессиями ("Процессия смерти", 1930). Преодолевая академические ограничения, используя оригинальную технику, он создал уникальную форму экспрессионизма, очень личностную. В его своеобразном стиле прослеживается глубокая связь с традицией испанской живописной школы: Рибера, Сурбаран, Эль Греко, ранний Веласкес, Гойя.

Хотя среди крупных представителей основного направления международного авангарда – кубизма были испанские художники – Пикассо, Грис, авангардистские движения в Испании не были известны до Первой мировой войны. В музее, однако, представлены многие знаковые имена: Соня Делоне, Пикассо, Липшиц, Лоран, Фрэнсис Пикабиа… Х. Торрес-Гарсия – самый яркий представитель течения ноуцентизма (noucentisme)*, использовавший в своем творчестве элементы кубизма и футуризма. Позже он вдохновлялся конструктивизмом.

Из всех художников, посещавших Испанию в первые годы ХХ века, возможно, именно Пикассо обратил внимание на испанские темы, что обнаруживается в его работах 1940-х. Пикабиа начал карьеру под влиянием кубизма, но вскоре перешел к более загадочному стилю, вдохновившись миром машин и механизмов, его произведения, почти всегда провокативны благодаря сексуальной символике. Творчество Липшица демонстрирует достижения и неизбежные ограничения кубистической скульптуры.

В зале Гриса, общавшегося в Париже с Пикассо, Браком и Д.Г. Канвайлером, ставшим его дилером и биографом, можно проследить изменения в его стиле в 1910-1920-е. Пример оригинального испанского кубизма – "Открытое окно"(1921).

Пабло Гаргальо и Гонсалес - самые крупные испанские скульпторы-авангардисты. В коллекции музея несколько ключевых работ Гаргальо периода между войнами, показывающих мастерство автора в моделировании пустоты. В скульптуре "Великий пророк" (1933) использована монументальная конструкция, в которой присутствует пустое пространство и применяются традиционные скульптурные техники моделировки и приемы резьбы металла. А в "Маске Греты Гарбо с локоном" (1930) ясно ощущается доминирование принципов скульптуры. Гаргальо закручивает металлический лист, будто это глина, демонстрируя совершенство в обработке стали, выразительные возможности скульптурных отверстий как элемента пластической композиции. Специфика работ Гонсалеса обусловлена двумя факторами: использованием железа и обыгрыванием пустого пространства как интегральной части скульптуры ("Голова, прозванная кролик", 1930). Гонсалес создал свой стиль, нечто среднее между экспрессионизмом, сюрреализмом и конструктивизмом, не отказываясь в то же время от фигуративных и абстрактных элементов.

 

* Термин, означающий 1900-е, применялся к каталонскому арт-движению 1906–1931 годов, возникшему как реакция против модернизма и выступавшему за возврат к классицизму. Возглавлял движение художник Эухенио Д’Орс.

 

Азиза Гусейнова

Полный текст статьи опубликован в журнале "Диалог искусств" №6, 2011

 


Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023