Выставка американского фотографа Венди Пэтон «Лики Ночи» открылась в Центре фотографии имени братьев Люмьер.
Из каких только профессий люди не приходят в фотографию! Венди Пэтон – из конного спорта. Еще не так давно она была успешным тренером и наездником в Нью-Йорке, и, казалось бы, ничто этой карьере не угрожало. Но внезапно Ночь увлекла и поглотила ее.
Наездница стала брать уроки ночной съемки у Майкла Кенны, обучалась в нью-йоркском Международном центре фотографии, осваивала азы ручной печати у Чака Келтона. Снимала она чаще всего в темное время суток и только на пленку. И вскоре к ней пришел успех: фотографии Пэтон теперь выставляются в лучших галереях Европы и Америки, их покупают коллекционеры разных стран. На ее счету несколько престижных фотопремий. Над циклом «Лики Ночи» – лучшим ее созданием на сегодняшний день – Пэтон работала 6 лет. Именно ночью, как она считает, люди чувствуют себя «свободными быть тем, кем они хотят: примерять на себя разные образы или же просто быть собой, сбросив с лица все маски». На днях в Центре им. Люмьер одновременно прошли открытие выставки «Лики Ночи» и презентация одноименной монографии Венди Пэтон, изданной в Германии. Автор на вернисаже охотно рассказывала журналистам о своем «ночном» видении мира и раздавала автографы. Чувствовала себя, что называется, на коне.
«Не так часто современная черно-белая фотография способна удивить, – говорила на открытии директор Центра Наталья Григорьева. – Но работы Венди удивляют. Это очень женская серия: мне кажется, только женщина способна увидеть те детали, которые заметила Венди и которые, возможно, не заметят фотографы-мужчины».
В этой серии ощутимы отголоски пиктореализма, фотографии эпохи модерн, творчества довоенных французских мастеров. Есть снимки, напоминающие кадры из немых фильмов 1920-х годов. Нет, это не стилизация, это особая форма художественной правдивости. Фотографии Пэтон зачастую сделаны не в фокусе, здесь много настроенческого, мимолетного, капризного. Все держится на какой-то трудноуловимой, тонкой интонации и снято как бы вне истории, вне политики. Но современный мир всегда угадывается здесь безошибочно. Ночные кафе и призрачные танцы, игры теней на стене и мерцающие огни мегаполиса, дети в Лувре и епископ из Албании, лица «декадентских» дам, взятые из современной рекламы, но кажется – что из старинных фильмов; леопардовое платье гламурной красавицы, лица которой мы не видим; какой-то неловкий поцелуй; закутанная в шарф старая женщина в кресле… «Случайные», невыдающиеся эпизоды чьих-то жизней, ставшие искусством благодаря фотографиям Пэтон.
Она верна принципу Картье-Брессона: делать снимки только когда инстинктивно чувствуешь, что именно сейчас, в это самое мгновение, надо нажать на затвор. Ей не важно, в каком городе, в какой стране или социальной среде снимать. Ее мало волнуют вопросы правильной композиции, оптимального освещения. В ночи она видит то, чего не видит никто другой.
Андрей Мирошкин
Фото Дарья Жмылева
Выставка продлится до 7 октября, Центр фотографии им. братьев Люмьер