Артпроцесс

 
02.04.2012

Наметился прогресс

Новые экспозиционные решения на выставке номинантов премии "Инновация" исследовал Сергей Гуськов

Выставки, которые должны продемонстрировать все художественные проекты, номинированные на какую-либо премию, всегда представляют собой крайне специфическое явление. Между проектами, попавшими на такие выставки, и пространством, в которых они проходят, нет прямой зависимости, а, если и появляется некое подобие интерпретационного подхода к имеющимся артефактам (например, в экспозиционных решениях), то, в любом случае, он просто подверстывается к имеющемуся с самого начала набору художников и проектов. В идеале, в случае премиальных выставок кураторы должны вовсе отказываться от собственно кураторских функций, но не всякий куратор пойдет на такое. Кроме того, всегда нужно учитывать самих художников, которые начинают "решать пространство" и переосмыслять свои произведения, причем делается это, естественно, в отрыве от представленных рядом работ.

Выставка номинантов премии "Инновация", открывшаяся 29 марта в Государственном центре современного искусства, не стала исключением. Однако организаторам удалось минимизировать указанные проблемы. Нужно отдать должное Сергею Ситару, ответственному за экспозицию в качестве организатора пространства, а не куратора: понятно, что идеал недостижим, но разбивка на более-менее одинаковые секторы-боксы для номинаций "Произведение визуального искусства" и "Новая генерация" и информационные стенды — для "Регионального проекта" и "Кураторского проекта" позволила достичь, если и не нейтрального и равного представления для каждого из номинантов, то, как минимум, иллюзию такового. Даже если художники и начинали какие-то свои игры, то благодаря перегородкам и расположению работ они не влияли на общую картину. Внутри боксов чередовались видеопроекции — у Александра Бродского, Романа Мокрова, Анастасии Рябовой и Алексея Булдакова, и развеска принтов (Александр Гронский, Таус Махачева) или холстов (Валерий Чтак, группа "МишМаш"), иногда в сочетании с видеодокументацией, как у Махачевой и "МишМаш", или муралями — у Чтака. Были и более сложные истории: многослойный проект Андрея Кузькина или попытка повторить не только выставку, но и пространство галереи, где она проходила, — в проекте Витаса Стасюнаса. У группы "Куда бегут собаки" идет нескончаемый перформанс.

Трудность, с которой «Инновация» сталкивается из года в год, это размеры зала, где проходит выставка. Если региональные и кураторские проекты всегда представлены в документации, и это нормально, а номинанты "Теория, критика, искусствознание" без проблем демонстрируют печатные издания, то с двумя оставшимися номинациями, бывает, возникают сложности. Очень часто номинантам приходится ужимать свои работы, чтобы поместиться в отведенное пространство. Иногда результаты таких изменений оказываются разрушительными: в прошлом году огромный проект Анны Желудь, требующий простора, был редуцирован до нагромождения в углу. В этом году ничего подобного, по счастью, не случилось. Александру Бродскому нужно было предъявить масштабное пространство его проекта "Cisterna", что он вполне успешно сделал с помощью панорамного стопкадра с вернисажа. Сложносочиненный проект Кузькина "Всё впереди!" был представлен во всех медиумах, в которых был реализован: пирамида из запечатанных ящиков с личными вещами художника, видео перформанса, большой разъяснительный текст и небольшая запись на стене «от руки» как завершающая виньетка.

 

Сергей Гуськов

Фото Дарья Жмылева

Специально для "Артпроцесс"

Выставка продлится до 1 мая 2012, ГЦСИ

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023