Артпроцесс

 
16.04.2012

Новое пыльное

В Laboratoria Art and Science Space предпринята попытка рассказать о загадках и красоте пыли

Попытки соединить в рамках одной выставки искусство и современные технологии предпринимались не раз. Недавние примеры – выставка "Decode: прикосновение к цифровому искусству" в Центре современной культуры "Гараж" и 4-я Московская биеннале современного искусства. При создании подобных выставок кураторы стараются добиться максимальной интерактивности, делая зрителя соучастником творческого процесса, и жертвуя собственно искусством.

Художники, участвующие в открывшейся в Laboratoria Art and Science Space выставке "Пыль", смогли удивительным образом сохранить баланс между интерактивностью и художественным высказыванием. Кураторы Дарья Пархоменко  с российской стороны и Симон Мраз с австрийской сделали проект,  по-настоящему интересный и взрослым и детям.

Алексей Блинов и Федор Софронов в работе "О чем помнит пыль" предлагают зрителю надеть наушники и вооружиться шваброй. Ею следует разворошить кучу магнитных билетиков, используемых для прохода в метро. Авторы уверяют, что пыль хранит память о произошедших с ней событиях, а швабра, контактируя с билетиком, передает в наушники звуковой ряд, соответствующий этим событиям. У каждого билета свои звуки, но все они, так или иначе, отсылают к стуку железнодорожных колес. От того как именно зритель будет работать шваброй, зависит что он в конечном итоге услышит, но для импровизации здесь оставлено немного места.

Другой вариант интерактивности в работе "Суммарная масса пыли" группы екатеринбургских художников "Куда бегут собаки". Вход на выставку лежит через большие напольные весы. Вес всех гостей суммируется, а на табло в зале высвечивается конечный результат. Когда я покидал вернисаж, общий вес гостей, которых авторы без обиняков называют "пылью", составлял 26688,66 кг. Зрители своим присутствием формируют цифру на табло, но она неважна, важен жест — пройти через весы в пространство выставки, оставив свой след.

Ряд художников, работающих с цифровыми технологиями, вообще отказались от интерактивности. Среди них Бартоломеус Траубек, представивший на выставке проигрыватель, в котором вместо грампластинок используются срезы деревьев. Годовые кольца заменяют звуковые дорожки, а вместо иглы установлена крошечная видеокамера. Компьютер подбирает музыку, соответствующую конкретному периоду в жизни дерева, – чем моложе годовое кольцо, тем веселее мелодия.

Бартоломеус Траубек. "Годы", 2011

Интересно, что выставка, невзирая на свое отчасти научное происхождение, оказалась в какой-то степени ироничной. Ольга Чернышева, в работе "P.P.S." соорудила фальшивую дверь, из-за которой раздается чихание. Это отсылка к  моменту, когда выставка закроется, и рабочие займутся демонтажем экспонатов, что неизбежно поднимет облака пыли. Остроумна и шутка известного австрийского скульптора Эрвина Вурма, который пылью обрисовал контуры несуществующей скульптуры, сделав экспонатом саму пыль, придав ей статус произведения искусства.

Нельзя не отметить и кропотливую кураторскую работу. Здесь представлена пыль всех видов и мастей, во всех своих проявлениях. Здесь нет ничего лишнего. Анатолий Осмоловский написал на стене галереи угольной пылью цитату из Гегеля – "подлинная свобода в жесточайшей логике развития – все остальное произвол". Свободно только то, что детерминировано космическим порядком, остальное — пыль и суета.

 

Айнеж Вихарев

Фото Дарья Жмылева

Выставка продлится до 15 июля, 2012, Laboratoria Art and Science Space, переулок Обуха, д. 3.

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023