Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
23.07.2012

Нововведения «dOCUMENTA 13»

9 июня в Касселе открылась dOCUMENTA(13), которая будет работать до 16 сентября.

Ее куратор - Каролин Христов-Бакарджиев, директор Музея современного искусства Кастелло ди Риволи в Турине. Историк искусства, специализирующийся по арте-повера, в 2008-м она возглавляла Биеннале современного искусства в Сиднее.

История Касселя и dOCUMENTA, начавшаяся в 1955 году, стала основой для размышлений о том, где мы были, где находимся и где могли быть. Для «опутанного проводами», зацикленного на виртуальной реальности зрителя поход на выставку искусства мог оказаться устаревшим опытом ХХ века, – говорит Христов-Бакарджиев. – Как может выставочная платформа в центре Европы, такая как dOCUMENTA, оставаться значительной манифестацией в XXI столетии, когда переписываются и иначе выстраиваются ситуации в сфере культуры, увиденные с разных, неожиданных точек зрения, где нет никаких твердых параметров, где даже не существует определений в сфере современного искусства?»

В течение 2-х лет  куратор в разных высказываниях, лекциях, письмах, встречах с художниками по всему миру знакомила публику со своей идеей манифестации. Рассказывая о своем методе, она делала акцент более на процессе подготовки, нежели на создании выставки с хорошо продуманной кураторской и тематической платформой. Ее работа началась с формирования групп советников и агентов, таких как кураторы Чус Мартинес и Андреа Валиани. В группу советников входят представители многих дисциплин – философии, антропологии, квантовой физики, археологии: Джейн Тейлор, Антон Цайлингер, Салах Хасан... Агенты образовали нестабильное кураторское сообщество, где одни работали постоянно, другие временно.

Их специфические знания и точки зрения должны были обеспечить более широкое понимание культуры в мире сегодня и способствовать информированию зрителя о процессах осознания и функционирования искусства и documenta, в контексте современной художественной практики.

documenta всегда была не похожа на остальные манифестации. Первый ее выпуск родился непосредственно после краха нацизма и разрушения города. В 1943-м Кассель был стерт с лица земли британскими бомбардировками. В период Третьего рейха город был не только стратегическим центром по производству оружия, но и местом, где впервые были протестированы такие стратегии террора, как сжигание книг или «хрустальная ночь» (или «ночь разбитых витрин», начало еврейских погромов). Стремясь отразить это, Христов-Бакарджиев разработала свои приемы, главный из которых – смещение точки зрения: что происходит с объектом, когда его разрушают, с книгой, когда ее сжигают?

Христов-Бакарджиев поменяла и логотип мероприятия. С 1950-х название писали строчными буквами. Тогда это был радикальный демократический жест и удачное дизайнерское решение. Сегодня же написание слов непрописными буквами – пример одного из многих непреднамеренных жестов в цифровом мире: адресаты так рассылают послания по Интернету по всему миру. Теперь вопреки нормам правописания название в новом логотипе пишется со строчной  буквы, а остальная часть слова - прописными. Такое написание требует от читателя активного вовлечения, внимания и специальных усилий, чтобы воспроизвести его на клавиатуре.

Публичные акции стали прелюдией к выставке, как, например, конференция в Турине в 2009-м, проект «И.И И.», работы Джузеппе Пеноне, размещенные с июня 2010-го в Карлсруэ, парке в Касселе. Пеноне установил на земле девятиметровое дерево, на верхних ветвях которого разместил большой камень. Рядом с загадочным монументом вырастает небольшое настоящее дерево. В этой скульптуре, по утверждению Христов-Бакарджиев, «сочетаются природа и культура». Принципиально важно, что арте повера, возникшее в Италии в 1960-е годы, и его выдающийся экспонент Пеноне стали фундаментальной основой для dOCUMENTA(13).

Христов-Бакарджиев инициировала серию публикаций «100 заметок – 100 мыслей», разнообразных по формату: факсимиле, написанные от руки, интервью с художниками, статьи из книг о художниках… В эти публикации включены тексты представителей изобразительного искусства, литературы и науки (философии, психологии, антропологии, экономики, политологии, литературоведения, лингвистики). Авторы публикаций исследуют, как человеческий рассудок создает гуманистические концепции. Эти тексты были представлены затем и в экспозиции выставки.

В то время как мировое арт-сообщество пребывало в ожидании разъяснений о формате dOCUMENTA(13), художественный руководитель рассказала о тайном ключе новой манифестации в письме анониму – «Письмо другу А»: «Я не хочу писать эссе. Я работаю не с кураторами, у меня есть агенты. dOCUMENTA(13) появляется, принимая форму последовательных художественных акций и жестов, которые уже начались». В письме она рассказывает и об использовании сложных онтологических парадигм, изучение которых стало целью подготовки выставки.

По словам Христо-Бакарджиев, «в арт-системе, где прежде доминировала кураторская практика, теперь цель – действовать без заранее подготовленного кураторского плана», она подчеркивала, что dOCUMENTA – больше, чем выставка и не только выставка. Это состояние ума.

В том же письме Христо-Бакарджиев разъясняет: «Акцент на процессе означает предоставление художникам абсолютной свободы. Это отношение к выставке как к живому организму, а вовсе не демонстрации чего-то, облеченного в конкретную форму».

Новый проект ориентирован также на будущее. По замыслу художественного директора манифестация должна отразить даже возможность исчезновения сферы современного искусства в конце ХХI века.

«Сегодня в науке и гуманитарных дисциплинах все переосмысляется. Конечно, художники будут продолжать создавать то, что мы называем искусством. Но я не уверена, что искусство будет существовать в той форме, в какой мы определяем его в настоящий момент. Что же это будет? Как мы будем называть такой вид деятельности? Впрочем, меня больше интересуют размышления о том, как Цайлингер рассуждает о реальности или как Герард Бирн смотрит на мир, и попытаться создать диалог между ними. И это вовсе не проблема междисциплинарного подхода. Сможем ли мы больше понимать таким образом?»

Выставка dOCUMENTA проходит на многих площадках, где представлены произведения более 100 художников. Станет ли 13-я dOCUMENTA революционной художественной манифестацией, предлагающей доселе невиданные способы внедрения искусства в общество? Несомненно, что она во многом неожиданна и не похожа на другие крупные художественные манифестации.

Органическая, неконтролируемая, открытая для изменений выставка выстраивалась в сотрудничестве художников, ученых, антропологов, биологов, физиков и т.п. Уничтожение границ между различными сферами знания и акцентирование проблем на процессах – таким способом куратор вместе с агентами, консультантами и художниками создала новую dOCUMENTA, вдохновляясь идеей сложных взаимозависимостей различных парадигм, а не определенной кураторской концепцией.

 

Виктория Хан-Магомедова

Фото Петра Радимова


Читайте материал в журнале "Диалог искусств" №4, 2012


Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com