Артпроцесс

 
23.07.2012

Нововведения «dOCUMENTA 13»

9 июня в Касселе открылась dOCUMENTA(13), которая будет работать до 16 сентября.

Ее куратор - Каролин Христов-Бакарджиев, директор Музея современного искусства Кастелло ди Риволи в Турине. Историк искусства, специализирующийся по арте-повера, в 2008-м она возглавляла Биеннале современного искусства в Сиднее.

История Касселя и dOCUMENTA, начавшаяся в 1955 году, стала основой для размышлений о том, где мы были, где находимся и где могли быть. Для «опутанного проводами», зацикленного на виртуальной реальности зрителя поход на выставку искусства мог оказаться устаревшим опытом ХХ века, – говорит Христов-Бакарджиев. – Как может выставочная платформа в центре Европы, такая как dOCUMENTA, оставаться значительной манифестацией в XXI столетии, когда переписываются и иначе выстраиваются ситуации в сфере культуры, увиденные с разных, неожиданных точек зрения, где нет никаких твердых параметров, где даже не существует определений в сфере современного искусства?»

В течение 2-х лет  куратор в разных высказываниях, лекциях, письмах, встречах с художниками по всему миру знакомила публику со своей идеей манифестации. Рассказывая о своем методе, она делала акцент более на процессе подготовки, нежели на создании выставки с хорошо продуманной кураторской и тематической платформой. Ее работа началась с формирования групп советников и агентов, таких как кураторы Чус Мартинес и Андреа Валиани. В группу советников входят представители многих дисциплин – философии, антропологии, квантовой физики, археологии: Джейн Тейлор, Антон Цайлингер, Салах Хасан... Агенты образовали нестабильное кураторское сообщество, где одни работали постоянно, другие временно.

Их специфические знания и точки зрения должны были обеспечить более широкое понимание культуры в мире сегодня и способствовать информированию зрителя о процессах осознания и функционирования искусства и documenta, в контексте современной художественной практики.

documenta всегда была не похожа на остальные манифестации. Первый ее выпуск родился непосредственно после краха нацизма и разрушения города. В 1943-м Кассель был стерт с лица земли британскими бомбардировками. В период Третьего рейха город был не только стратегическим центром по производству оружия, но и местом, где впервые были протестированы такие стратегии террора, как сжигание книг или «хрустальная ночь» (или «ночь разбитых витрин», начало еврейских погромов). Стремясь отразить это, Христов-Бакарджиев разработала свои приемы, главный из которых – смещение точки зрения: что происходит с объектом, когда его разрушают, с книгой, когда ее сжигают?

Христов-Бакарджиев поменяла и логотип мероприятия. С 1950-х название писали строчными буквами. Тогда это был радикальный демократический жест и удачное дизайнерское решение. Сегодня же написание слов непрописными буквами – пример одного из многих непреднамеренных жестов в цифровом мире: адресаты так рассылают послания по Интернету по всему миру. Теперь вопреки нормам правописания название в новом логотипе пишется со строчной  буквы, а остальная часть слова - прописными. Такое написание требует от читателя активного вовлечения, внимания и специальных усилий, чтобы воспроизвести его на клавиатуре.

Публичные акции стали прелюдией к выставке, как, например, конференция в Турине в 2009-м, проект «И.И И.», работы Джузеппе Пеноне, размещенные с июня 2010-го в Карлсруэ, парке в Касселе. Пеноне установил на земле девятиметровое дерево, на верхних ветвях которого разместил большой камень. Рядом с загадочным монументом вырастает небольшое настоящее дерево. В этой скульптуре, по утверждению Христов-Бакарджиев, «сочетаются природа и культура». Принципиально важно, что арте повера, возникшее в Италии в 1960-е годы, и его выдающийся экспонент Пеноне стали фундаментальной основой для dOCUMENTA(13).

Христов-Бакарджиев инициировала серию публикаций «100 заметок – 100 мыслей», разнообразных по формату: факсимиле, написанные от руки, интервью с художниками, статьи из книг о художниках… В эти публикации включены тексты представителей изобразительного искусства, литературы и науки (философии, психологии, антропологии, экономики, политологии, литературоведения, лингвистики). Авторы публикаций исследуют, как человеческий рассудок создает гуманистические концепции. Эти тексты были представлены затем и в экспозиции выставки.

В то время как мировое арт-сообщество пребывало в ожидании разъяснений о формате dOCUMENTA(13), художественный руководитель рассказала о тайном ключе новой манифестации в письме анониму – «Письмо другу А»: «Я не хочу писать эссе. Я работаю не с кураторами, у меня есть агенты. dOCUMENTA(13) появляется, принимая форму последовательных художественных акций и жестов, которые уже начались». В письме она рассказывает и об использовании сложных онтологических парадигм, изучение которых стало целью подготовки выставки.

По словам Христо-Бакарджиев, «в арт-системе, где прежде доминировала кураторская практика, теперь цель – действовать без заранее подготовленного кураторского плана», она подчеркивала, что dOCUMENTA – больше, чем выставка и не только выставка. Это состояние ума.

В том же письме Христо-Бакарджиев разъясняет: «Акцент на процессе означает предоставление художникам абсолютной свободы. Это отношение к выставке как к живому организму, а вовсе не демонстрации чего-то, облеченного в конкретную форму».

Новый проект ориентирован также на будущее. По замыслу художественного директора манифестация должна отразить даже возможность исчезновения сферы современного искусства в конце ХХI века.

«Сегодня в науке и гуманитарных дисциплинах все переосмысляется. Конечно, художники будут продолжать создавать то, что мы называем искусством. Но я не уверена, что искусство будет существовать в той форме, в какой мы определяем его в настоящий момент. Что же это будет? Как мы будем называть такой вид деятельности? Впрочем, меня больше интересуют размышления о том, как Цайлингер рассуждает о реальности или как Герард Бирн смотрит на мир, и попытаться создать диалог между ними. И это вовсе не проблема междисциплинарного подхода. Сможем ли мы больше понимать таким образом?»

Выставка dOCUMENTA проходит на многих площадках, где представлены произведения более 100 художников. Станет ли 13-я dOCUMENTA революционной художественной манифестацией, предлагающей доселе невиданные способы внедрения искусства в общество? Несомненно, что она во многом неожиданна и не похожа на другие крупные художественные манифестации.

Органическая, неконтролируемая, открытая для изменений выставка выстраивалась в сотрудничестве художников, ученых, антропологов, биологов, физиков и т.п. Уничтожение границ между различными сферами знания и акцентирование проблем на процессах – таким способом куратор вместе с агентами, консультантами и художниками создала новую dOCUMENTA, вдохновляясь идеей сложных взаимозависимостей различных парадигм, а не определенной кураторской концепцией.

 

Виктория Хан-Магомедова

Фото Петра Радимова


Читайте материал в журнале "Диалог искусств" №4, 2012


Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023