Личное общение с художниками и физическая близость искусства для Ольги Свибловой важнее, чем государственные посты. Культура не существует в отрыве от образования, поэтому их синтез есть основная задача, по мнению нового члена Общественной палаты.
Взять интервью у Ольги Свибловой, директора Мультимедиа Арт Музея (МАММ), одного из самых активных участников московской арт-сцены, в условиях дефицита времени и конкуренции столичных медиа – задача практически не выполнимая. Однако у "Артпроцесса" в лице Андрея Лука это получилось.
Андрей Лук: Ольга Львовна, насколько интересны, на ваш взгляд, фотоработы, включенные в основной проект 4-й Московской биеннале современного искусства и фотопроекты специальной и параллельной программ?
Ольга Свиблова: Петер Вайбель – удивительный куратор, директор фантастического музея в Карлсруэ, и я его очень уважаю. Я считаю, что он прекрасно показал фото и видео, я для себя много открыла. В планах нашего музея есть выставки художников, которые участвуют в биеннале. Поэтому на основной проект 4-й московской биеннале «Переписывая миры» в ArtPlay и ЦУМ идти надо и не только ради фоторабот. Конечно же, есть замечательные фотопроекты в рамках параллельной программы. У нас до 6 ноября будет открыта выставка Альберто Гарсии-Аликса «Необратимость», смотреть которую надо обязательно, это пронзительное высказывание, отсылающее в том числе и к истории нашей страны конца 70-х и 80-х годов.
А.Л.: Если вам предложат стать Министром культуры России, вы согласитесь? И есть ли у вас концепция того, как органично прививать в отечественный арт-процесс современные европейские и международные тенденции, сохранив при этом своеобразие отечественной культуры?
О.С.: Никогда не соглашусь.
А.Л.: Почему?
О.С.: Потому что я очень люблю работать с реальными произведениями, меня захватывает процесс построения выставки и общение с художником, работающим над новым произведением. Я люблю материю искусства, и если меня от нее оторвать – я погибну. За это чувство приходится платить, и такой платой является ответственность. Как директор музея я отвечаю за огромное количество вещей, которые находятся за кулисами арт-сцены: нужно, чтобы дом отапливался и была горячая вода, работала канализация, а крыша музея не текла. Я люблю арт-практику, люблю создавать культурные события. А министр культуры – это профессиональный управленец и менеджер. Замечательно, когда у него есть культурный горизонт и он понимает, для чего все это делается. Но это деятельность, при которой как бы он не хотел, он от материала уже оторван. Это должность не для меня, потому что я прикасаюсь руками к произведениям искусства. Поэтому я точно знаю, что никогда не буду министром культуры.
А.Л.: Но и культурная политика, вам не совсем чужда. Недавно вы вошли в состав Общественной палаты…
О.С.: Сейчас, когда это произошло, меня каждый второй спрашивает, что я там собираюсь делать? Я могу четко ответить на этот вопрос: «Я собираюсь соединить культуру и образование, потому что только те, кто встретился с искусством в детском возрасте, развиваются легко и свободно. Они и будут создавать новую культуру с учетом понимания международного арт-процесса и знания истории искусства нашей страны».
А.Л.: Планирует ли МАММ реализовывать образовательные проекты, читать лекции или устраивать семинары по фотоискусству, помимо тех, что уже проводятся, которые будут рассчитаны не на начинающих фотографов, а на более продвинутых слушателей?
О.С.: Да, они обязательно будут. Сейчас мы еще проходим стадию достройки, доведения инженерных систем и комплектации музея. У нас есть хорошо оснащенная фотографическая лаборатория – там и будут курсы для тех, кому интересен не только процесс фотографирования, но и секреты мастерства фотопечати. У нас будут курсы для уже работающих фотографов, которые хотят развиваться и понять, что представляет собой фотография сегодня в контексте современного искусства. Многие авторы, которых мы показываем в музее, ведут у нас мастер-классы. Только что прошли – недельный курс звездного французского фотографа Богдана Конопки «Внутренние пейзажи. Цвет и свет» и мастер-класс испанского фотографа Альберто Гарсии-Аликса. Количество образовательных программ у разных арт-институций в последнее время стремительно возросло. В Москве сегодня арт-процесс даже более интенсивен, чем в Париже. Я это знаю хорошо, потому что живу между двумя городами.
А.Л.: Расскажите о ближайших выставках МАММ.
О.С.: С 25 октября у нас будут параллельно демонстрироваться автопортрет итальянского художника Джованни Беллини 1500 года и видеоинсталляция современных российских художников, творческой группы AES+F, которые представят многоканальное видео «Allegoria Sacra».
А.Л.: Как лучше показывать фотопроизведения современному зрителю? Нужно ли использовать элементы шоу при их экспонировании, как, например, это было в «Гараже» на выставке «Два пути жизни: Монтируя реальность» со знаменитой работой Оскара Густава Рейландера?
О.С.: Главное, чтобы это было органично и произведениям искусства и теме. Например, на выставке Феллини мы делали мультимедийную инсталляцию с рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов, и это было абсолютно оправданным. Нельзя прибегать к шоу там, где это не нужно. Я скажу страшную и крамольную фразу: искусство – это всегда развлечение, но искусство это и трагедия. Никто лучше чем Аристотель не описал, зачем нам нужно искусство, – оно нужно для катарсиса. А катарсис – это когда ты переживаешь трагедию, которая является частью нашей жизни. И если это высокое искусство, то после такого катарсиса действительно хочется жить. У меня все спрашивают, откуда вы берете силы жить и работать? От искусства. Не важно, книга это, которую я прочитала, или выставка, которую я прочитала, или выставка, которую посмотрела. Важно, чтобы это было душевное потрясение. Искусство нужно, чтобы у людей были силы жить, оно дает ценностные ориентиры, проясняющие смыслы бытия.
А.Л.: Фонд «Артпроект» в данный момент проводит фотоисследование «Человек вне города». Это художественно-социальный проект, героями которого стали современные образованные и успешные жители города, которые с определенного момента решили строить свою жизнь вне городской цивилизации. Это не только так называемые экопоселения, это отдельные ученые, писатели, художники, которые нашли разные смыслы и возможности для жизни вне городской суеты и без привычного комфорта. Работы для проекта делают фотохудожники во время творческих командировок в разные точки страны. Могли бы вы показать итоговую выставку проекта «Человек вне города» в залах МАММ на Остоженке?
О.С.: Тема интересная, но результат зависит от того, кто с ней будет работать. Когда мы принимаем решения по выставочной программе музея, я смотрю не на тему и значимость проекта, а на то, как это сделано. Сама по себе идея уехать из города и жить за его пределами постоянно посещает каждого здравомыслящего человека. Замечательно, что есть люди, которые могут себе позволить это фантастическое счастье. Сама инициатива мне нравится, но какими будут фотоработы для выставки? В искусстве «как» очень важно. Если они будут соответствовать профессиональным критериям музея, тогда, безусловно, нам будет интересен подобный проект.
Андрей Лук, специально для «Артпроцесса»
Фото Владимир Куприянов, а также из личного архива Ольги Свибловой.