Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
17.11.2011

Определяя стиль

В галерее XL открылась выставка Петра Белого

Композиция из нескольких инсталляций «Прыгалка», которую художник из Санкт-Петербурга предъявил редким зрителям, пришедшим в непогожий день на «Винзавод», основывается, по словам Белого, на проблеме повторяемости/аутентичности. Одну инсталляцию он воспроизвел трижды, две другие — удвоил. Комментируя инсталляцию, художник Михаил Косолапов плавно уходит от темы клонирования и набрасывает эскиз классификации российских свалок, к эстетике которых неравнодушен Белый. Мусорные кучи в Москве и Петербурге, действительно, должны различаться, причем ровно настолько, насколько различается жизнь в обоих городах. Правда, остается непонятным, под какую свалку художник, не всегда использующий найденные объекты, стилизовал свои работы. Если верить классификации Косолапова («свалки Москвы богаче и разнообразнее петербуржских, но последние гораздо интеллегибельнее и толерантнее»), то, видимо, мы имеем дело с эстетикой питерского мусора. Возможно, художник подбирал материалы для инсталляции в Москве, но так, чтобы они выглядели как взятые в Петербурге, и, таким образом, воспроизводил тему повторения еще и на другом уровне.

Это важная выставка для галереи XL, которая во второй половине 1990-х — начале 2000-х являлась не просто одной из немногочисленных точек на карте Москвы, определявших местный художественный контекст, но площадкой экспериментального искусства. Одно и то же пространство вмещало минималистичную «Ветку» Андрея Монастырского и провокационные жесты Осмоловского и Кулика, фантазии на тему современной массмедийной мифологии от Виноградова и Дубосарского и флэшбеки советской мифологии в работах Звездочетова. Трудно определимое, но явно ощутимое качество, подкреплявшее разнородные проекты, было названо в 2003 году на выставке, приуроченной к десятилетию галереи, «стилем XL». Не всякая галерея может похвастаться своим стилем, но те, у которых он есть, остаются в истории. Однако с конца нулевых стали поговаривать, что XL заметно уступила дорогу другим деятелям арт-рынка, подразумевая не только продажи, но и культурное влияние. Соседи по «Винзаводу» из галереи Regina переняли у XL эстафету в виде звания «единственной российской галереи на ярмарке Art Basel», а другие, появившиеся в большом количестве площадки стали предлагать продукт, более соответствующий сегодняшним реалиям.

XL снова хочет быть центром притяжения: выставки последнего времени являются попыткой нащупать новое издание «стиля XL». «Прыгалка» Петра Белого позволяет очертить данный стиль. Прежде всего, это installation art (включая видеоинсталляции). Во-вторых, это работа с формой, но не настолько аутоэротичная и перенасыщенная аллюзиями, как в случае значительного числа выпускников художественных вузов, а являющаяся результатом отточенного профессионализма. В-третьих, это интеллектуально нагруженные проекты, что означает не многозначительные жесты, а плотный концептуальный факт, данный в самой материальности. Все вместе это дает зрелищное и при этом неглупое искусство.

Сергей Гуськов

Выставка продлится до 4 декабря 2012 года, Галерея XL, «Винзавод»

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com