Артпроцесс

 
17.11.2011

Определяя стиль

В галерее XL открылась выставка Петра Белого

Композиция из нескольких инсталляций «Прыгалка», которую художник из Санкт-Петербурга предъявил редким зрителям, пришедшим в непогожий день на «Винзавод», основывается, по словам Белого, на проблеме повторяемости/аутентичности. Одну инсталляцию он воспроизвел трижды, две другие — удвоил. Комментируя инсталляцию, художник Михаил Косолапов плавно уходит от темы клонирования и набрасывает эскиз классификации российских свалок, к эстетике которых неравнодушен Белый. Мусорные кучи в Москве и Петербурге, действительно, должны различаться, причем ровно настолько, насколько различается жизнь в обоих городах. Правда, остается непонятным, под какую свалку художник, не всегда использующий найденные объекты, стилизовал свои работы. Если верить классификации Косолапова («свалки Москвы богаче и разнообразнее петербуржских, но последние гораздо интеллегибельнее и толерантнее»), то, видимо, мы имеем дело с эстетикой питерского мусора. Возможно, художник подбирал материалы для инсталляции в Москве, но так, чтобы они выглядели как взятые в Петербурге, и, таким образом, воспроизводил тему повторения еще и на другом уровне.

Это важная выставка для галереи XL, которая во второй половине 1990-х — начале 2000-х являлась не просто одной из немногочисленных точек на карте Москвы, определявших местный художественный контекст, но площадкой экспериментального искусства. Одно и то же пространство вмещало минималистичную «Ветку» Андрея Монастырского и провокационные жесты Осмоловского и Кулика, фантазии на тему современной массмедийной мифологии от Виноградова и Дубосарского и флэшбеки советской мифологии в работах Звездочетова. Трудно определимое, но явно ощутимое качество, подкреплявшее разнородные проекты, было названо в 2003 году на выставке, приуроченной к десятилетию галереи, «стилем XL». Не всякая галерея может похвастаться своим стилем, но те, у которых он есть, остаются в истории. Однако с конца нулевых стали поговаривать, что XL заметно уступила дорогу другим деятелям арт-рынка, подразумевая не только продажи, но и культурное влияние. Соседи по «Винзаводу» из галереи Regina переняли у XL эстафету в виде звания «единственной российской галереи на ярмарке Art Basel», а другие, появившиеся в большом количестве площадки стали предлагать продукт, более соответствующий сегодняшним реалиям.

XL снова хочет быть центром притяжения: выставки последнего времени являются попыткой нащупать новое издание «стиля XL». «Прыгалка» Петра Белого позволяет очертить данный стиль. Прежде всего, это installation art (включая видеоинсталляции). Во-вторых, это работа с формой, но не настолько аутоэротичная и перенасыщенная аллюзиями, как в случае значительного числа выпускников художественных вузов, а являющаяся результатом отточенного профессионализма. В-третьих, это интеллектуально нагруженные проекты, что означает не многозначительные жесты, а плотный концептуальный факт, данный в самой материальности. Все вместе это дает зрелищное и при этом неглупое искусство.

Сергей Гуськов

Выставка продлится до 4 декабря 2012 года, Галерея XL, «Винзавод»

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023