Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
11.05.2012

Отблески незримого

В апреле этого года в галерее современного искусства AL Gallery в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка номинанта Премии Кандинского 2010 Аладдина Гарунова "Святые".

Выставка проходит при поддержке Московского музея современного искусства, журнала "Диалог искусств" и фонда "Артпроект".

Метафизические проекции в искусстве давно притягивают Аладдина Гарунова, воплощаясь в работе с различными древними символами и выливаясь в более значительные художественные исследования, каким стал сравнительно недавний проект "Зикр", отсылающий нас к исламским духовным практикам. "Святые" - следующий за ним проект, на сей раз обращенный к образам христианства. В сугубо интуитивном профессиональном методе художника прослеживается глубинная логика, способная многое объяснить в его творческих исканиях, открыть его личный путь формирования представлений о мире и себе.

Содержание его работ зачастую пронизано культурными и религиозными направляющими, художник не избегает и социальных тем, но идеологически его произведения остаются нейтральными. Когда в процессе глобализации, с одной стороны, стираются, поглощаются или микшируются культурные границы, с другой - религиозные противоречия актуализируются и обостряются, подобная художественная практика приобретает значимое нонконформистское звучание.

Творчество Гарунова не носит на себе следы неразрешимых культурных и религиозных столкновений. Напротив, художник выбирает общедоступный язык единых ценностей, и тогда границы становятся способом, возможностью и свидетельством соприкосновения. Касаясь тем, которые в последнее десятилетие не раз появлялись в мировой практике актуального искусства (и так часто приобретали скандальное звучание), Аладдин Гарунов безмятежно преодолевает путь между Сциллой и Харибдой модных смыслов актуальной ныне аксиологии и соблазном пойти проторенным путем к прогнозируемому результату: работать с популярным информационным материалом, гарантирующим привлечение болезненного внимания интеллектуально неискушенной публики. Вместо этого автор ставит перед собой непосредственно художественные задачи, оформляя личные отклики по отношению к действительности, стремясь к ее разъяснению посредством своего профессионального языка.

вид экспозиции, courtesy AL Gallery

В этом отношении художественные высказывания Гарунова оказываются неожиданными, искренними и словно миротворческими: они воздействуют не на наши болевые точки, лишь отвлекающие от сути явлений, а раскрывают позицию человека, стремящегося обрести собственную целостность в сложном меняющемся мире. Позицию человека, не отвергающего ни собственный опыт, ни переданный опыт предшествующих поколений этнически близкой ему группы, не отрицающий религиозный и культурно-исторический опыт и другого сообщества, в котором он живет и работает на протяжении многих лет.

Его проекты становятся поиском и последующим отражением естественного культурного взаимодействия, чуткого, внимательного, не знакомого ни с суетностью, ни с истерией, ни с агрессией (которые едва ли не синонимичны современному обществу). Такое взаимодействие основано на константе единства представлений людей, заложенной в нашем подсознании, поиск которой и является основной целью художника.

В проекте "Святые" подобное стремление к раскрытию подсознательных импульсов выглядит особенно отчетливо. В более ранних своих работах Гарунов обращается к древним символам и ставит перед собой задачу вписать их в современное пространство смыслов и визуальных образов. В проекте "Зикр" автор исследует конкретную духовную практику и выражает свое понимание и свою причастность к ней языком искусства. В проекте "Святые" он преображает христианские канонические образы в знаковые формы, непосредственно воздействуя на зрительское подсознание.

Используя неожиданные и богатые пластические возможности материалов  (резины и аэрозольной краски) Гарунов приходит к специфической обобщенной манере изображения, внешне отсылающей к лаконизму поп-арта. Художник опирается на знаковые визуальные подробности - нимбы, крещатые ризы святителей, канонические позы отшельников и архангелов, но отказывается от других деталей, например, скрывает лики. В опоре на свою интуицию автору удается прикоснуться к важнейшим сокровенным аспектам двух религиозных мировоззрений и выразить их духовные и культурные особенности в обнаруженных им глубинных взаимопроникновениях.

Здесь, прежде всего, важно пояснить предложенную художником трактовку святости. Присутствие в данном цикле работ образа архангела говорит нам о том, что "святые" не воспринимаются художником в рамках восточно-христианской традиции. В православии святые - это люди, подпадающие под определенную онтологическую характеристику, подразумевающую внутреннее преображение, восстановление первозданной нетленной природы, восстановление образа Божия в человеке.

В отличие от людей, архангелы не испытывали утраты собственной первоначальной сущности - они всегда остаются приближенными к Богу. Их присутствие в проекте "Святые" может быть указанием на то, что художник, говоря о святости, делает акцент не на самом процессе ее стяжания, а на той цели, что преследуется христианами и явственно достигается святыми - приближении к Богу. Художник говорит о святости в широком, в изначальном ее значении - святое, как принадлежащее Богу, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной благодати, посвященное Ему в служение и отделенное от мирского.

Для человека, выросшего в мусульманской традиции и не утратившего трепетного отношения к религиозной практике своих предков, изображение Бога остается недопустимым, и это важное условие в творчестве А. Гарунова. Однако, обращаясь к христианской традиции, он интуитивно постигает одно из базовых христианских ощущений присутствия Бога в нашей жизни, которое так целостно выразил в свое время Антоний Сурожский: "Один из ранних Отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит, что человек призван быть сиянием Божией славы; настоящий человек должен быть таким, чтобы другие люди, глядя на него, видели в нем сияние вечной Божией жизни; он должен быть откровением о Боге...  Мы призваны быть таковыми, чтобы люди, встречая нас, встречали бы отблеск Божией славы, могли бы не в наших физических чертах, а в том, что передается из глубин одного человека в глубины другого, увидеть нерукотворенный образ Божий: пусть несовершенный, но уже сияющий немеркнущей красотой вечности и Самого Бога".

А. Гарунову удалось воплотить этот тезис в художественной форме, отразить в святости принадлежность Богу и, таким образом, предельно абстрагировать это понятие, приближаясь к традиционному исламскому мировоззрению, но не отдалившись, тем не менее, от христианских первоисточников.

Постоянно возвращаясь к теме сакрального, Гарунов ищет тайну, которой современный мир предпочел зыбкий комфорт. Тайна, находящаяся в забвении и потому для многих совершенно утратившая смысл, ставши неразличимой, незримой, для художника становится личной возможностью преодоления границ замкнутого роботичного, стереотипического мировоззрения, свойственного современной цивилизации. Мировоззрения, в котором оказываются размыты границы жизни и смерти, цели человеческого существования, времени и вечности, исключены ключевые онтологические понятия. Художник ищет то, чего другие старательно избегают. Он выходит за рамки повседневного, исследуя границы веры и страха, сакрального и профанного, истины и бесконечного числа суррогатов смыслов, границы пустоты и вечной жизни, отблески которой он и постарался отразить на этот раз в своем проекте "Святые".

 

Юлия Кульпина

Фото courtesy AL Gallery

Фото с вернисажа Владимир Михайлуца

Выставка продлится до 20 мая 2012, AL Gallery, Санкт-Петербург

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com