Артпроцесс

 
11.05.2012

Отблески незримого

В апреле этого года в галерее современного искусства AL Gallery в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка номинанта Премии Кандинского 2010 Аладдина Гарунова "Святые".

Выставка проходит при поддержке Московского музея современного искусства, журнала "Диалог искусств" и фонда "Артпроект".

Метафизические проекции в искусстве давно притягивают Аладдина Гарунова, воплощаясь в работе с различными древними символами и выливаясь в более значительные художественные исследования, каким стал сравнительно недавний проект "Зикр", отсылающий нас к исламским духовным практикам. "Святые" - следующий за ним проект, на сей раз обращенный к образам христианства. В сугубо интуитивном профессиональном методе художника прослеживается глубинная логика, способная многое объяснить в его творческих исканиях, открыть его личный путь формирования представлений о мире и себе.

Содержание его работ зачастую пронизано культурными и религиозными направляющими, художник не избегает и социальных тем, но идеологически его произведения остаются нейтральными. Когда в процессе глобализации, с одной стороны, стираются, поглощаются или микшируются культурные границы, с другой - религиозные противоречия актуализируются и обостряются, подобная художественная практика приобретает значимое нонконформистское звучание.

Творчество Гарунова не носит на себе следы неразрешимых культурных и религиозных столкновений. Напротив, художник выбирает общедоступный язык единых ценностей, и тогда границы становятся способом, возможностью и свидетельством соприкосновения. Касаясь тем, которые в последнее десятилетие не раз появлялись в мировой практике актуального искусства (и так часто приобретали скандальное звучание), Аладдин Гарунов безмятежно преодолевает путь между Сциллой и Харибдой модных смыслов актуальной ныне аксиологии и соблазном пойти проторенным путем к прогнозируемому результату: работать с популярным информационным материалом, гарантирующим привлечение болезненного внимания интеллектуально неискушенной публики. Вместо этого автор ставит перед собой непосредственно художественные задачи, оформляя личные отклики по отношению к действительности, стремясь к ее разъяснению посредством своего профессионального языка.

вид экспозиции, courtesy AL Gallery

В этом отношении художественные высказывания Гарунова оказываются неожиданными, искренними и словно миротворческими: они воздействуют не на наши болевые точки, лишь отвлекающие от сути явлений, а раскрывают позицию человека, стремящегося обрести собственную целостность в сложном меняющемся мире. Позицию человека, не отвергающего ни собственный опыт, ни переданный опыт предшествующих поколений этнически близкой ему группы, не отрицающий религиозный и культурно-исторический опыт и другого сообщества, в котором он живет и работает на протяжении многих лет.

Его проекты становятся поиском и последующим отражением естественного культурного взаимодействия, чуткого, внимательного, не знакомого ни с суетностью, ни с истерией, ни с агрессией (которые едва ли не синонимичны современному обществу). Такое взаимодействие основано на константе единства представлений людей, заложенной в нашем подсознании, поиск которой и является основной целью художника.

В проекте "Святые" подобное стремление к раскрытию подсознательных импульсов выглядит особенно отчетливо. В более ранних своих работах Гарунов обращается к древним символам и ставит перед собой задачу вписать их в современное пространство смыслов и визуальных образов. В проекте "Зикр" автор исследует конкретную духовную практику и выражает свое понимание и свою причастность к ней языком искусства. В проекте "Святые" он преображает христианские канонические образы в знаковые формы, непосредственно воздействуя на зрительское подсознание.

Используя неожиданные и богатые пластические возможности материалов  (резины и аэрозольной краски) Гарунов приходит к специфической обобщенной манере изображения, внешне отсылающей к лаконизму поп-арта. Художник опирается на знаковые визуальные подробности - нимбы, крещатые ризы святителей, канонические позы отшельников и архангелов, но отказывается от других деталей, например, скрывает лики. В опоре на свою интуицию автору удается прикоснуться к важнейшим сокровенным аспектам двух религиозных мировоззрений и выразить их духовные и культурные особенности в обнаруженных им глубинных взаимопроникновениях.

Здесь, прежде всего, важно пояснить предложенную художником трактовку святости. Присутствие в данном цикле работ образа архангела говорит нам о том, что "святые" не воспринимаются художником в рамках восточно-христианской традиции. В православии святые - это люди, подпадающие под определенную онтологическую характеристику, подразумевающую внутреннее преображение, восстановление первозданной нетленной природы, восстановление образа Божия в человеке.

В отличие от людей, архангелы не испытывали утраты собственной первоначальной сущности - они всегда остаются приближенными к Богу. Их присутствие в проекте "Святые" может быть указанием на то, что художник, говоря о святости, делает акцент не на самом процессе ее стяжания, а на той цели, что преследуется христианами и явственно достигается святыми - приближении к Богу. Художник говорит о святости в широком, в изначальном ее значении - святое, как принадлежащее Богу, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной благодати, посвященное Ему в служение и отделенное от мирского.

Для человека, выросшего в мусульманской традиции и не утратившего трепетного отношения к религиозной практике своих предков, изображение Бога остается недопустимым, и это важное условие в творчестве А. Гарунова. Однако, обращаясь к христианской традиции, он интуитивно постигает одно из базовых христианских ощущений присутствия Бога в нашей жизни, которое так целостно выразил в свое время Антоний Сурожский: "Один из ранних Отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит, что человек призван быть сиянием Божией славы; настоящий человек должен быть таким, чтобы другие люди, глядя на него, видели в нем сияние вечной Божией жизни; он должен быть откровением о Боге...  Мы призваны быть таковыми, чтобы люди, встречая нас, встречали бы отблеск Божией славы, могли бы не в наших физических чертах, а в том, что передается из глубин одного человека в глубины другого, увидеть нерукотворенный образ Божий: пусть несовершенный, но уже сияющий немеркнущей красотой вечности и Самого Бога".

А. Гарунову удалось воплотить этот тезис в художественной форме, отразить в святости принадлежность Богу и, таким образом, предельно абстрагировать это понятие, приближаясь к традиционному исламскому мировоззрению, но не отдалившись, тем не менее, от христианских первоисточников.

Постоянно возвращаясь к теме сакрального, Гарунов ищет тайну, которой современный мир предпочел зыбкий комфорт. Тайна, находящаяся в забвении и потому для многих совершенно утратившая смысл, ставши неразличимой, незримой, для художника становится личной возможностью преодоления границ замкнутого роботичного, стереотипического мировоззрения, свойственного современной цивилизации. Мировоззрения, в котором оказываются размыты границы жизни и смерти, цели человеческого существования, времени и вечности, исключены ключевые онтологические понятия. Художник ищет то, чего другие старательно избегают. Он выходит за рамки повседневного, исследуя границы веры и страха, сакрального и профанного, истины и бесконечного числа суррогатов смыслов, границы пустоты и вечной жизни, отблески которой он и постарался отразить на этот раз в своем проекте "Святые".

 

Юлия Кульпина

Фото courtesy AL Gallery

Фото с вернисажа Владимир Михайлуца

Выставка продлится до 20 мая 2012, AL Gallery, Санкт-Петербург

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Обзоры
Живопись, как надежда
В апреле-мае в выставочном зале "Оливье" центра "ПRОЕКТ_FАБRИКА" прошла выставка "Checkpoint", реанимирующая значение живописи для... | 14.05.2012
Интервью
Голограммы дыхания Ирины Цезарь
Арт-акция Ирины Цезарь "Последний вздох" не оставила шансов ни протестующим оппозиционерам, ни действующей российской власти, ни апологетам мирового заговора... | 29.02.2012
События
Отблески незримого
В апреле этого года в галерее современного искусства AL Gallery в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка номинанта Премии Кандинского 2010 Аладдина... | 11.05.2012
Критика
Наметился прогресс
Новые экспозиционные решения на выставке номинантов премии "Инновация" исследовал Сергей... | 02.04.2012
Проекты
Видео проект "Мастерская. Художник и время"
Фонд поддержки современного искусства "Артпроект" приступает к реализации масштабной работы по созданию видео антологии современного искусства России.... | 21.05.2012
Книжная полка
Мужество не знать
"Искусство непослушания. Вольные беседы о свободе творчества" А. Якимович./ СПб.: изд. Д. Буланина, 2011. 573... | 01.06.2012
КультМедиа
Hyperallergic: новости про искусство
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказываем об американском арт-блоге... | 28.03.2012
Мастерская художника
В мастерской Аладдина Гарунова
Проект "Мастерская художника" | 19.05.2011
Арт Трэвел
Новый Помпиду-центр в Меце
В Центре Помпиду-Мец можно посмотреть вторую (с момента открытия) основную тематическую выставку "Вариации лабиринтов" до 5 марта 2012... | 16.01.2012
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2011 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой на fondartproject.ru

follow artproject on: