Артпроцесс

 
15.05.2014

Парк не на земле

Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи озеленения: парки над и под землей — один из перспективных способов решения проблемы.

В постиндустриальном городе все больше пространств требуют перестройки, подчас радикальной. Возникает насущная задача минимизировать денежные затраты при строительстве новых, актуальных для города объектов и реконструкции существующих зон, учитывая эконаправленность будущей архитектуры. Нехватка зеленых насаждений — проблема всех больших городов. Разбивать новый парк в черте города чаще всего негде и дорого, а если это требует сноса строений, то стоимость реализации проекта возрастает. Возникновение новых общественных пространств на месте промышленных зон, сады на крышах, а также различные варианты вертикального озеленения изящно решают эту проблему. В промышленном некогда районе Нью-Йорка Челси построили Хай-лайн (High Line), парк над землей, показав, каким может быть парк XXI века. Первый парк, выросший на железнодорожных линиях, появился в Париже еще в 1993 году (Promenade plantee). Но именно нью-йоркский аналог снискал славу и стал ориентиром для других городов.

На протяжении почти пятнадцати лет городские власти Нью-Йорка обсуждали, что делать с пришедшей в негодность и не используемой по назначению с 1980 года веткой железной дороги, пролегавшей на западной стороне Манхэттена неподалеку от West Side Rail Yards (Вест-Сайдский двор — сортировочная станция Пенсильванского вокзала). В начале 2000-х было решено создать парк на месте бывших железнодорожных путей, не снося саму эстакаду железной дороги, служившую с 1934 по 1980 год средством доставки грузов к располагавшимся здесь фабрикам и складам. Таким образом, в городе появился необычный парк Хай-лайн, протянувшийся почти на двадцать кварталов вплоть до 30-й улицы и Вестсайдского двора, шириной всего несколько метров на высоте десяти метров над землей. Первая часть парка открылась в 2009 году, вторая — в 2011-м. Продолжение парковой зоны до 34-й улицы с изгибом, проходящим вдоль 30-й улицы до 12-й авеню (западная граница острова Манхэттен) и охватывающим таким образом весь Вестсайдский двор, предусмотрено в другом проекте амбициозной нью-йоркской реконструкции. Это проект нового района смешанной застройки Хадсон-Ярдс (Hudson Yards), который будет возвышаться над упомянутой сортировочной станцией, частью которого станет третья очередь парка.

Хай-лайн относится к так называемым линейным паркам, длина которых значительно превышает ширину. Обычно они устраиваются вдоль каналов и автомобильных дорог, а с недавнего времени и на месте железнодорожных путей. Повторное использование заброшенных железных дорог с учетом рекреационных целей становится глобальным архитектурным трендом. Надземные ветки транспорта далеко не редкость для разросшихся мегаполисов — центров промышленных производств XIX и XX веков. стоимость их возведения и эксплуатации была ниже, чем строительство тоннелей, но с течением времени многие из них перестали использоваться и были снесены либо остались печальным напоминанием о промышленном прошлом районов. Для Нью-Йорка, где плотность застройки очень высока, демонтаж подобных сооружений довольно проблематичен, а зеленых зон и открытых общественных пространств не хватает. Железнодорожная ветка в Челси не использовалась почти двадцать лет. За это время на путях и прилегающей территории успела появиться своя флора, что и послужило толчком для создания оригинального проекта парка, инициаторами которого были именно местные жители, а не власть. В итоге в проекте принял участие именитый голландский ландшафтный дизайнер Пит Удольф, уже работавший в Нью-Йорке над Battery Park, а концепцию Хай-лайна разработали ландшафтная мастерская «Field Operations» и архитектурное бюро «Diller Scofidio + Renfo», ставшее также победителем в конкурсе на создание парка «Зарядье» в Москве.

В 2014 году должны завершить создание третьего и последнего участка парка в застраивающемся районе Хадсон-Ярдс, а в 2015-м рядом с противоположной южной оконечностью парка откроется новое здание Музея американского искусства Уитни (Whitney Museum). Уже сейчас Хай-лайн — городское арт-пространство, где кроме привычной для парка скульптуры присутствует искусство других форматов. Здесь проецируют на стены домов видеоарт, а в январе — марте 2014 года в специальной крытой зоне демонстрировались «Избранные работы» российского художника Виктора Алимпиева. Парк входит в пятерку самых посещаемых мест в Нью-Йорке.

Модель повторного использования железнодорожных зон с успехом реализуется и в других местах. В Квинсе (другой район Нью-Йорка) общественная группа активно продвигает аналогичную концепцию по переобустройству заброшенных железнодорожных путей протяженностью более пяти километров, на месте которых должен появиться еще один надземный парк для пеших и велосипедных прогулок — Квинсвей (The Queensway). В Чикаго местные общины поднимали вопрос о реконструкции железнодорожных путей Блумингдейл-лайн (Bloomingdale Line) еще в середине 1990-х, однако официальный конкурс был проведен только в 2009-м. Открытие парковой зоны 606 (название в честь почтовых индексов города) состоится осенью 2014-го.

Кроме создания парков и садов на уже существующих строениях предложен вариант увести зеленые насаждения под землю. При кажущейся абсурдности идеи проект подобного парка уже разработан, одобрен и реализуется. Первый подземный парк Лоулайн (Lowline) появится также в Нью-Йорке в 2018 году в густонаселенном и «незеленом» нижнем Ист-Сайде на месте бывшего троллейбусного терминала, закрывшегося в 1948-м (когда в городе троллейбусы были заменены автобусом и метрополитеном). С тех пор большое подземное пространство ни разу не использовалось, благодаря чему сохранило многие элементы того времени. Несколько исследований уже подтвердили жизнеспособность идеи, объединяющей актуальный дизайн, историческую память и инновационные технологии (так называемый дистанционный просвет позволит солнечному свету проникать под землю). С помощью технологий переработки солнечной энергии экспериментальный подземный парк имеет все шансы стать успешным.

Текст Андрей Лукин

Фото автора

Место Нью-Йорк, США

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№1/422 2017
Декоративное искусство № 1/Лето 2017 | 30.08.2017
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023