Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
15.05.2014

Парк не на земле

Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи озеленения: парки над и под землей — один из перспективных способов решения проблемы.

В постиндустриальном городе все больше пространств требуют перестройки, подчас радикальной. Возникает насущная задача минимизировать денежные затраты при строительстве новых, актуальных для города объектов и реконструкции существующих зон, учитывая эконаправленность будущей архитектуры. Нехватка зеленых насаждений — проблема всех больших городов. Разбивать новый парк в черте города чаще всего негде и дорого, а если это требует сноса строений, то стоимость реализации проекта возрастает. Возникновение новых общественных пространств на месте промышленных зон, сады на крышах, а также различные варианты вертикального озеленения изящно решают эту проблему. В промышленном некогда районе Нью-Йорка Челси построили Хай-лайн (High Line), парк над землей, показав, каким может быть парк XXI века. Первый парк, выросший на железнодорожных линиях, появился в Париже еще в 1993 году (Promenade plantee). Но именно нью-йоркский аналог снискал славу и стал ориентиром для других городов.

На протяжении почти пятнадцати лет городские власти Нью-Йорка обсуждали, что делать с пришедшей в негодность и не используемой по назначению с 1980 года веткой железной дороги, пролегавшей на западной стороне Манхэттена неподалеку от West Side Rail Yards (Вест-Сайдский двор — сортировочная станция Пенсильванского вокзала). В начале 2000-х было решено создать парк на месте бывших железнодорожных путей, не снося саму эстакаду железной дороги, служившую с 1934 по 1980 год средством доставки грузов к располагавшимся здесь фабрикам и складам. Таким образом, в городе появился необычный парк Хай-лайн, протянувшийся почти на двадцать кварталов вплоть до 30-й улицы и Вестсайдского двора, шириной всего несколько метров на высоте десяти метров над землей. Первая часть парка открылась в 2009 году, вторая — в 2011-м. Продолжение парковой зоны до 34-й улицы с изгибом, проходящим вдоль 30-й улицы до 12-й авеню (западная граница острова Манхэттен) и охватывающим таким образом весь Вестсайдский двор, предусмотрено в другом проекте амбициозной нью-йоркской реконструкции. Это проект нового района смешанной застройки Хадсон-Ярдс (Hudson Yards), который будет возвышаться над упомянутой сортировочной станцией, частью которого станет третья очередь парка.

Хай-лайн относится к так называемым линейным паркам, длина которых значительно превышает ширину. Обычно они устраиваются вдоль каналов и автомобильных дорог, а с недавнего времени и на месте железнодорожных путей. Повторное использование заброшенных железных дорог с учетом рекреационных целей становится глобальным архитектурным трендом. Надземные ветки транспорта далеко не редкость для разросшихся мегаполисов — центров промышленных производств XIX и XX веков. стоимость их возведения и эксплуатации была ниже, чем строительство тоннелей, но с течением времени многие из них перестали использоваться и были снесены либо остались печальным напоминанием о промышленном прошлом районов. Для Нью-Йорка, где плотность застройки очень высока, демонтаж подобных сооружений довольно проблематичен, а зеленых зон и открытых общественных пространств не хватает. Железнодорожная ветка в Челси не использовалась почти двадцать лет. За это время на путях и прилегающей территории успела появиться своя флора, что и послужило толчком для создания оригинального проекта парка, инициаторами которого были именно местные жители, а не власть. В итоге в проекте принял участие именитый голландский ландшафтный дизайнер Пит Удольф, уже работавший в Нью-Йорке над Battery Park, а концепцию Хай-лайна разработали ландшафтная мастерская «Field Operations» и архитектурное бюро «Diller Scofidio + Renfo», ставшее также победителем в конкурсе на создание парка «Зарядье» в Москве.

В 2014 году должны завершить создание третьего и последнего участка парка в застраивающемся районе Хадсон-Ярдс, а в 2015-м рядом с противоположной южной оконечностью парка откроется новое здание Музея американского искусства Уитни (Whitney Museum). Уже сейчас Хай-лайн — городское арт-пространство, где кроме привычной для парка скульптуры присутствует искусство других форматов. Здесь проецируют на стены домов видеоарт, а в январе — марте 2014 года в специальной крытой зоне демонстрировались «Избранные работы» российского художника Виктора Алимпиева. Парк входит в пятерку самых посещаемых мест в Нью-Йорке.

Модель повторного использования железнодорожных зон с успехом реализуется и в других местах. В Квинсе (другой район Нью-Йорка) общественная группа активно продвигает аналогичную концепцию по переобустройству заброшенных железнодорожных путей протяженностью более пяти километров, на месте которых должен появиться еще один надземный парк для пеших и велосипедных прогулок — Квинсвей (The Queensway). В Чикаго местные общины поднимали вопрос о реконструкции железнодорожных путей Блумингдейл-лайн (Bloomingdale Line) еще в середине 1990-х, однако официальный конкурс был проведен только в 2009-м. Открытие парковой зоны 606 (название в честь почтовых индексов города) состоится осенью 2014-го.

Кроме создания парков и садов на уже существующих строениях предложен вариант увести зеленые насаждения под землю. При кажущейся абсурдности идеи проект подобного парка уже разработан, одобрен и реализуется. Первый подземный парк Лоулайн (Lowline) появится также в Нью-Йорке в 2018 году в густонаселенном и «незеленом» нижнем Ист-Сайде на месте бывшего троллейбусного терминала, закрывшегося в 1948-м (когда в городе троллейбусы были заменены автобусом и метрополитеном). С тех пор большое подземное пространство ни разу не использовалось, благодаря чему сохранило многие элементы того времени. Несколько исследований уже подтвердили жизнеспособность идеи, объединяющей актуальный дизайн, историческую память и инновационные технологии (так называемый дистанционный просвет позволит солнечному свету проникать под землю). С помощью технологий переработки солнечной энергии экспериментальный подземный парк имеет все шансы стать успешным.

Текст Андрей Лукин

Фото автора

Место Нью-Йорк, США

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com