Артпроцесс

 
28.08.2012

Пейзаж, нарисованный рыбой

Выставка «Портрет/пейзаж: границы жанра» открылась одновременно на двух площадках – в ГЦСИ и в ММОМА на Петровке.

Весьма необычный проект стартовал в столице в минувший четверг. Из Музея изобразительных искусств города Нанта (Франция) в Москву привезли несколько десятков произведений разных эпох – от Ренессанса до наших дней. Выставку поделили между двумя московскими музеями: портреты разместили на Зоологической улице, пейзажи – на Петровке.

Двуединый проект преследует несколько цели: познакомить московскую публику со «сливками» коллекции французского музея, показать особенности развития обоих жанров и выявить следы классического искусства в произведениях современных авторов. Конечно, такое совмещение «старого» и «нового» кого-то может удивить и даже шокировать. Когда в одном пространстве ГЦСИ соседствуют полотно Тинторетто и видеоинсталляция Марины Абрамович – это впечатляет. Экспозиция в ММОМА в этом смысле более традиционная: здесь работы авторов разных эпох сгруппированы по разным залам.

Москва – второй город на пути этой передвижной выставки. Проект стартовал  нынешним летом в Нижнем Новгороде, в стенах Приволжского филиала ГЦСИ. И это символично: провинциальный (по географическому расположению, но не по составу коллекции) французский музей начал турне именно с российского региона. На открытии выставки генеральный директор ГСЦИ Михаил Миндлин рассказал о том, как родилась идея этого проекта. Дело в том, что музей Нанта сейчас закрыт на реконструкцию – для него строят новое большое здание. И, чтобы ценная коллекция в этот период не пылилась в запасниках, представители ГЦСИ предложили руководителям Нантского музея гастроли по России. Но просто показать антологию европейского искусства из коллекции отдельно взятого музея было бы слишком скучно и академично. Поэтому кураторы решили сделать концептуальную программу, показывающую портрет и пейзаж в их исторической трансформации. Все произведения французская сторона предоставила безвозмездно, но с прицелом на второй этап проекта – в 2013 году в Нанте ждут ответную выставку российского современного искусства.

В большом зале ГЦСИ перемешались все эпохи, направления и тенденции. «Портрет графа де Сен-Мориса в детстве» кисти Жан-Батиста Грёза (вторая половина ХVIII века; «автору удалось передать психологический облик мальчика и в то же время создать эмблематическое изображение детства») соседствует с фотографией Яны Стербак «Художник как горючее» (1986 г., пламя вспыхнвушего в темноте пороха создает эффект светового ореола, словно излучаемого мозгом художника), портрет парижского аристократа Клода-Мари Морена работы Клода-Мари Дюбюфа (1819 г.) – с видеоинсталляцией Анжа Леччиа «Шарлотта» (1996 г., экспериментальное кино в духе эстетики Годара). Где еще найдешь выставку, на которой от Тинторетто до Абрамович – буквально один шаг? Впечатляет также цикл Робера Филью «Мир ложных отпечатков» (1974) – работа представляет собой 33 деревянных коробочки, на дне которых помещены портреты различных исторических персонажей, от Клеопатры до Уолта Диснея. По мнению исследователя, автор «на свой лад секуляризует реликвию, утверждая ее фиктивный статус».

Жан-Батиста Грёз, Портрет графа де Сен-Мориса в детстве, вторая половина ХVIII века

Робер Филью, Мир ложных отпечатков, 1974 г.

В пейзажном разделе выставки нет столь громких имен старых мастеров, хотя работы «французского Рембрандта» Жан-Жак де Буасьё «Пейзаж с башней» (ХVIII в.) и «нидерландского Лоррена» Германа ван Сваневельта «Пейзаж с фигурами» (середина ХVII в.) без сомнения великолепны. Есть тут и гуашь хорошо известного в России постимпрессиониста Рауля Дюфи – «Нью-йоркский порт», где несколькими штрихами замечательно переданы и силуэты кораблей, и вертикали зданий.

Поиски границ жанра невозможны без обращения к картографии. Так, любитель несуществующих пейзажей Эрик Фонтено в своей инсталляции «Вулканический архипелаг №14» (составлена из 35 осколков стекла) рассматривает путешествие не только как перемещение в пространстве, но и как ментальный сдвиг.

А вот Ойвинд Фальстрем создал «Скетч для карты мира» в виде коллажа или комикса, перемешав в этой многофигурной композиции военно-политические и экономические аллюзии.

Кураторы в сопроводительных статьях написали много умных и правильных слов о концепции проекта. Но и отдельные работы этой выставки (например, заспиртованные и упакованные в полиэфирный слоистый пластик рыбы на пейзаже Тони Гранда) необычайно интересны как «вещь в себе», вне рассуждений об эволюции, трансформации и границах жанра. 

 

Андрей Мирошкин

Фото Дарья Жмылева


Выставка «Портрет/пейзаж: границы жанра» продлится до 21 октября, ГЦСИ и ММОМА

 


Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Пейзаж, нарисованный рыбой
Выставка «Портрет/пейзаж: границы жанра» открылась одновременно на двух площадках – в ГЦСИ и в ММОМА на... | 28.08.2012
Художественное образование в Европе: Словацкая национальная...
Интервью с ведущим куратором Словацкой национальной галереи Екатериной Байцуровой | 27.04.2012
События
Второй акт "Другой атмосферы"
Второй акт "Другой атмосферы" прошел в рамках международного фестиваля театров для детей... | 24.09.2012
Критика
Без произведений искусства
«Забыть о страхе!» - VII Берлинская биеннале. | 19.07.2012
Проекты
Арт-проект "Раз тарелка, два тарелка…"
Актуализация народной декоративной традиции в новом проекте журнала "Декоративное... | 18.09.2012
Книжная полка
Становление академической школы в западноевропейской...
Дубова О.Д. Становление академической школы в западноевропейской культуре. М.: Памятники исторической мысли, 2009, 240... | 01.08.2012
КультМедиа
Hyperallergic: новости про искусство
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказываем об американском арт-блоге... | 28.03.2012
Мастерская художника
В мастерской Аладдина Гарунова
Проект "Мастерская художника" | 19.05.2011
Арт Трэвел
Травмированные и неравнодушные на тропе искусства
Этим летом вся художественная общественность рванула в Германию. Берлин и Кассель стали главными центрами современного искусства этого... | 11.07.2012
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2011 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой на fondartproject.ru

follow artproject on: