Артпроцесс

 
20.10.2012

По страницам журнала "Frieze"

Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze".

В журнале по современному искусству «Frieze» (номер 144, январь – февраль 2012) в статье «Десять лет» Кристи Ланж рассказывает о выставках в Нью-Йорке и Берлине, посвященных десятой годовщине теракта 11 сентября. Автор выделяет выставку «11 сентября» в МоМА, где каждая работа представляла собой монумент в память страшного события. Самая дерзкая интерпретация – «Без названия» Б. Крюгер. Работа поднимает вопросы, размещенные на американском флаге: «Кто говорит? Кто замолчал? Кто молится вслух? Кто умирает первым? Кто смеется последним?» Ясная и очень актуальная работа.

Журнал «Фриз» выходит в Лондоне восемь раз в год. Помимо обзоров выставок и публикаций художников, критиков, кураторов в нем имеются рецензии на музыкальные, художественные проекты, интересные выставки по дизайну и интервью с людьми искусства.

Журнал создан в 1991 году будущими учредителями ярмарки «Frieze» Амандой Шарп и Мэтью Слотоуэром вместе с художником Томом Гидли. Шарп и Слотоуэр осуществляют общее руководство журналом и ярмаркой, но отбором материалов занимаются редакторы Йорг Хайзер и Дженнифер Хигги.

В 2006 году учреждена ежегодная премия авторов «Frieze», ее цель – продвигать молодых талантливых арт-критиков во всем мире. В этом году победителем стала Зоэ Циглер. Ее статья опубликована в 144-м номере.

Большинство материалов этого номера посвящено подведению итогов и выявлению самых значимых художественных событий прошлого года.

Открывает журнал статья «Принципы неуверенности» Хочена Вольса. Абстрагирование, случай, участие, вмешательство, по его мнению, это четыре из множества наиболее используемых возможных инструментов и принципов, изобретенных художниками для выявления и обозначения таких понятий, как порядок и беспорядок, инверсия, непонимание и изменение. Сегодня искусство должно найти новые инструменты для выживания в нестабильную эпоху.

В статье «Слова и дела» Хайзер разоблачает противоречивое решение мэра Берлина Клауса Воверайта финансировать выставку «Сделано в Берлине» в июне 2012 года. В выставке, которую готовят пять кураторских советников и три куратора, будут участвовать 80 художников. Проблема в том, по мнению Хайзер, что выставка будет комплектоваться на основе принципа состязания участников, обычно используемого для организации смотров в сфере сельского хозяйства или выставок собак. И материальное обеспечение проекта «Сделано в Берлине» будет солидным, в то время как многие берлинские арт-институции борются за финансирование.

В январе 2011 года в Интернете появилось письмо «Иметь и нуждаться» с 2500 подписями, критикующее позицию мэра по культурной политике, ориентированной на защиту интересов богатых людей. А галереи стали бороться друг с другом за право включения в художественные ярмарки и внесения в путеводители. В Берлине воцарились тревога, паранойя и страх.

Не менее противоречивая ситуация с финансированием учреждений культуры и искусства сложилась в Голландии. Об этом рассказывает материал «Дела в Голландии» Мусье Гусен. Парламентское решение урезать государственный бюджет на визуальные искусства на 31 млн евро голландские политики мотивировали фальсификациями реального положения дел в сфере искусств. Они призывали усердно работающего голландского гражданина не оказывать поддержку художнику, поскольку художник – представитель элиты с чрезмерными потребностями, но нестабильным финансовым положением.

Прекратилось финансирование двух крупных журналов «Metropolis М» и «Open Magazine about art and public». В августе – сентябре «Метрополис» начал дискуссию с визуальными и письменными протестами против такого положения дел. Двойственным и противоречивым ответом на прекращение финансирования явилась серия «Голландский шкаф» Сары ван дер Хейде. Она обратилась к своему архиву рисунков и каждый последующий день собирается менять их, пока правительство остается у власти. Коричневый – смесь цветов символик партий Голландии. Слово «шкаф», Kabinet по-голландски, также означает правительство. Есть здесь и отсылки к «коричневым рубахам», голландскому национал-социалистическому движению, сотрудничавшему с нацистами.

Не менее тревожная ситуация с финансированием Рейксмузея и других художественных институций Голландии.

В интервью Кэти Нобл с кубинской художницей Таней Брегера речь идет об очень необычном долговременном проекте в Нью-Йорке «Международное движение иммигрантов». Брегера не ставит целью эстетизацию политической проблемы, Для нее иммигрант – уникальный гражданин мира. Так она пытается создать иное общественное мнение в отношении иммигрантов. Она осуществляет проект в Квинсе, где живет 46% населения Нью-Йорка и обитатели района говорят на 167 языках. В период работы над проектом 42-летняя художница проживала в Квинсе без социального страхования, вместе с 12 иммигрантами и их семьями и не создавала произведений для продажи и выставок.

Статья Сэма Торна и Стейси Аллан «Тихоокеанское стандартное время» рассказывает о беспрецедентном сотрудничестве над одноименным проектом 70 музеев и галерей, подготовленным музеем Гетти. Проект посвящен южнокалифорнийскому искусству 1945 – 1985 годов. Ценность публикации в том, что «Frieze» предлагает две точки зрения на одно и то же событие, что дает читателям пищу для размышлений.

В статье «Длинные 90-е» Л.Б. Ларсен пишет, что если отличительными особенностями искусства 1980-х годов были заимствования и неоэкспрессионизм, то в 1990-е современное искусство подразумевало «существенное обновление искусства, изменение способов его циркулирования за счет распространения жанра биеннале и появления новых журналов». Важное значение имел поворот к социальному искусству, представшему в форме некой ситуации или процесса. Как произведения искусства представал клуб, бар, танцевальный зал, игра в футбол, а мог и фрагмент мебели («Бесплатная Столовая» Р. Тираванийя). Повседневная жизнь вновь обрела большое значение.

В интервью Ларсена с Крисом Дерконом, новым директором Тейт Модерн, речь идет о новых способах привлечения зрителей. По мнению Деркона, сегодня люди приходят в музей с новыми целями, желая общаться с сотрудниками музея с помощью социальных сетей. «Их интересуют интенции наших решений, – говорит Деркон, – почему мы показываем именно этого художника. Но больше всего им нравится задавать вопросы».

Раздел «Очень, очень хороший» посвящен достижением 2011 года в области архитектуры, дизайна, кино, музыки, книгоиздания. От проектирования домов в Японии до трансформации городских пространств в Каракасе: архитектура прошлого года характеризовалась переосмыслением общественного и частного пространства, пишет Н. Маак. В прошлом выбор архитектурной застройки для частной сферы был крайне ограничен и зависел от финансовой ситуации: маленькая квартира или большая, маленький дом или большой. Архитектурный формат, по мнению Н. Маака, почти навязывал образ жизни: мать, отец, один или трое детей, семейная машина в гараже. Примеры в Японии – тенденция к обыгрыванию в здании свободных архитектурных форм (дом Морийяма, Р. Нишизавы). Это  попытка создания противоположной модели, позволяющей жителям квартиры или дома принимать много друзей и создавать комфортные условия для многочисленных семейных групп.

А Ж. Гримо считает дом «Метрополь» Парасоль Дж. Майера, возведенный в июне 2011 года в Севилье, одним из самых блистательных и роскошных городских сооружений в Европе. Огромная деревянная структура к тому же обеспечивает тень гуляющим на площади Энкарнасьон.

Группа современных жилых помещений в Калифорнии, биеннале дизайна в Азии и новые дизайн-студии Эухении Белл и Беатриче Галилиэ стали наиболее яркими явлениями дизайна в 2011 году.

Впечатляет в журнале и крупный раздел (30 страниц) обзоров: 40 рецензий из 25 городов 16 стран. В них сделан акцент на групповых выставках с рецензиями на биеннале в Сан-Паулу, Салониках, на крупные проекты художников, связанных с вовлечением социальной практики. Выставка «Проживание как форма» в Крытом рынке Эссекса в Нью-Йорке, организованная 25 кураторами, включает документацию проектов более 100 художников для девяти специально отведенных мест в районе Крытого рынка Эссекса. Выставка заявлена как беспрецедентный международный проект, исследующий двадцатилетнюю практику создания произведений, стирающих границы между искусством и повседневной жизнью с обязательным участием, диалогом и вовлечением в процесс как можно большего числа людей. «Проживание как форма», по мнению Хофмана, становится понятием социальной практики. Цель проекта и его нарочитая открытость противостоят традиционным нормам и формам создания искусства, но при этом оказываются и его слабыми сторонами, особенно когда организаторы действа пытаются вступить в контакт с окружающими.

В этом разделе заслуживает внимание любопытная статья Б. Брюннер «Общественный фольклор» о выставке с тем же названием в Грацер Кунстферайн в Австрии. Двадцать известных европейских художников комментировали недавнее возрождение фольклорных тенденций в соотношении с националистическими тенденциями в политике и культуре в Европе и за ее пределами. В пресс-релизе читаем: «Отправной пункт проекта – демонстрирование фольклора не только как инструмента национальной политики, но и как его актуальной продукции».

В обзоре «Видео Бразилии» о фестивале видеоарта на разных площадках Сан-Паулу Д. Фокс рассказывает о 17-м выпуске фестиваля под названием «Южная панорама», сфокусированном на художниках Южного полушария, а также на значении юга в геополитическом понимании (работы 114 художников). В этом году приглашенным художником был О. Элиассон, представляющий Северное полушарие. Среди лучших работ – «Тихоокеанский проект» (2010) Х. Андраде, видео и карта с обозначением мест, пострадавших от землетрясений в Чили.

Как с точки зрения содержания, освещения актуальных проблем в сфере современного искусства, так и позиции дизайна британский журнал «Frieze» – один из лучших в мире периодических изданий по современному искусству.

Виктория Хан-Магомедова

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№1/422 2017
Декоративное искусство № 1/Лето 2017 | 30.08.2017
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023