Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
25.01.2012

Превращенная память

Выставка "Memory Art / Искусство памяти, 19 / 91", открывшаяся в центре дизайна "ARTPLAY", встраивается в серию проектов последних месяцев, которые рассказывают о периоде трансформации 1990-х годов.

Осенью в рамках проекта "Аудитория Москва" прошли обсуждение и показ фильма "Однажды в ХХ веке" Деймантаса Наркявичуса, запечатлевшего снос советского монумента в Литве; в ГЦСИ состоялась ретроспектива Антони Мунтадаса, который включил постсоветскую очередь в контекст общемировых изменений; в галерее "Риджина" открылась выставка Стаса Волязловского о "лихих девяностых"; а участники проекта "Художник — общество", (куратор Георгий Мамедов) рассказали на недавней московской презентации проекта о постсоветской трансформации в Средней Азии. В каждом из приведенных случаев художники и кураторы руководствовались разными соображениями, но предмет оказался более-менее схожим. Исследования коллективной и индивидуальной памяти заслуживают пристального внимания, поскольку совсем недавно мы сами вошли в воды Рубикона и оказались в ситуации, когда любые прогнозы кажутся произвольными, а действительность — совсем уж непредсказуемой. Организаторы выставки постарались связать ее с актуальными событиями. Баррикада, возведенная студентами ГУ ВШЭ в середине экспозиционного пространства, сама по себе нейтральна, но поясняющие тексты явно отсылают к плакатному творчеству недавних митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова. Кроме того, многие пришли на открытие "Memory Art" прямо с антифашистского шествия, принеся с собой ауру уличной политики.

Характер выставки определили две составляющие. С одной стороны, это кураторский проект Валерия Анашвили, более известного своей издательской деятельностью и в качестве главного редактора журналов "Логос" и "Пушкин". Не удивительно, что на вернисаж пришла, по выражению главреда "Русского журнала", "гуманитарная тусовка", то есть главным образом академические гуманитарии: философы, социологи, культурологи. С другой стороны, это художественный проект Вики Шумской и Влада Юрашко, а потому он не мог быть не замечен арт-сообществом. Проблема заключается в том, что два этих мира, часто вынужденные пересекаться, относятся друг к другу настороженно, временами переходя к взаимной критике (сразу вспоминается остросюжетная дискуссия вокруг номера "Логоса" о современном искусстве). Одни обвиняют оппонентов в недостаточном знании истории и теории искусства, а те, в свою очередь, в отсутствии любви к искусству и его чувственного понимания. В этом смысле Анашвили делает рискованный шаг, потому что, как сказал остроумный аббат Галиани, "невозможно поклониться кому-либо, не показав при этом кому-то другому свою задницу", а тут сделана попытка говорить сразу с двумя группами.

Но проект рассчитан не только на них. Его костяк — картины, написанные на основе фотодокументации событий, произошедших на рубеже 1980 – 1990-х. Здесь и легендарная очередь к первому в Москве Макдоналдсу, и пустые прилавки в магазинах, и телетрансляция "Лебединого озера", и море митингующих, и танки на улицах, и портреты политиков. Влад Юрашко считает, что "проекты в жанре "искусство памяти", как ни странно, рассчитаны на иностранного зрителя. То ли мы не готовы воспринимать, то ли это травматическое искусство, напоминание о плохом". Рискну предположить, что причина в другом: если взять яркие, но все же достаточно хрестоматийные образы, то с большой вероятностью они будут восприниматься на ура иностранным зрителем, став для него единичным впечатлением среди прочих, тогда как жители России, которых в течение двух десятилетий целенаправленно обстреливали этими мифологемами, просто не увидят ничего: эти образы стали фоном, а он составляет рамку, которая ускользает от взгляда. Так нас приучили смотреть на вещи. И очевидцы событий, и пережившие педагогические эксперименты 1990-х, и жертвы реформ в образовании последних лет, — разбуди нас ночью и спроси про начало 1990-х, воспроизведут именно эти образы, которые действительно являются памятью, местами сконструированной и местами выборочной. Поэтому интересно проследить, как меняется язык документации в самих работах. Некоторые из них представляют собой копии фотографий или ТВ-трансляции, у других большее число посредников — например, фото в газете. Наконец, в нескольких картинах Вики Шумской изображение распадается и превращается в "чистый" фон, неразличимое мельтешение оттенков — коллективную память на задворках сознания.

Сергей Гуськов

Фото Тамара Корнильева

Благодарим за предоставленные фотографии отделение культурологии НИУ ВШЭ

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com