Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
21.09.2018

Пушкин и пионеры

В собрании Музея русского лубка и наивного искусства находится большое количество подобных портретов. Многие из них посвящены «нашему всему» – Пушкину. Это наивная пушкиниана нарисованная творцами из народа, искренне любящих национального гения.

Художники наивного искусства не следуют установленным канонам и правилам, существующим в изобразительном искусстве. Рисуя портрет, они могут поместить своего героя в пейзаж, в центр жанровой сценки с натюрмортом, одномоментно изобразить портретируемого в двух разных эпохах. Они не станут читать искусствоведческую литературу, где написано, что «портрет (фр., англ.  portrait, нем. вildnis) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей…». (Аполлон. Терминологический словарь. / Под общ. ред. А.М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. С. 463).

Искусствовед и писатель О.Д. Балдина отмечала, что в картинах «Пушкин – мальчик, потом лицеист, юноша, известный поэт.  Он пишет стихи, прогуливается в Царском селе, по набережной Невы, скачет на лошади в Михайловском, путешествует по Кавказу и Крыму – он в Гурзуфе, в Бахчисарае и где-то еще, на краю неведомой земли. Художники не стремятся к внешнему подобию, не используют находки официального искусства, они фантазируют, отдавая предпочтение импульсивной эмоции и чистому переживанию. Да, образ Александра Сергеевича не совсем привычен. Но есть главное – чувство, есть отношение – проникновенное, как к простому человеку, не отдалённому ни временем, ни славой»

На картинах художников наивной живописи облик поэта каждый раз новый. Общее, пожалуй, только бакенбарды и чувство сопричастности: поэт Пушкин – живой человек и он среди нас.  Таким мы видим его на полотнах Павла Леонова. Например, «А.С. Пушкина пригласили на танец». Именно на танец, а не на бал. Поэт красиво одет и держит в руке цилиндр.  Это событие происходит в двадцатом веке. На танцующих тетеньках белые платья чуть ниже колен, музыканты – в поддевках играют на трубах, напоминающих пионерский горн. На дальнем плане – скачки с подписью автора «спорт» и массовые гуляния под гармошку, то ли праздник, то ли воскресенье.

П. Леонов нашел выразительное художественное решение, создал четко выстроенную композицию и оригинальный пластический, цветовой образ. В нем соединились красочность, орнамент, ритм, торжественность.  Тот же прием и в работах «А.С. Пушкин в селе Михайловском», «А.С. Пушкин прибыл на Кавказ. Приветствует кавказский народ. Высокого гостя встречают с концертом», «А.С. Пушкин приглашен в цирк». Здесь сюжет играет связующую роль, и их можно долго и тщательно рассматривать: в их удивительном многоярусном мире сплелись реальность и фантазия, смешались времена.  Сам же поэт, будто путешествует и переходит из одной картины в другую, в неизменном облике – в черной одежде, с цилиндром в левой руке.

Модуль варьирования сюжетного повествования был использован при создании большого количества работ и на другие темы, например, «В. Путин прибыл на выборы», «В. Путин на прогулке», «Котовский прибыл с отрядом в село».

Во всех работах художника «живут» яркая экспрессивность, линейная выразительность, ритмические повторы. Он интуитивно нашел верную композицию, будто точно знал, что: «Любая композиция – скульптурная, живописная, ландшафтная (садовая, парковая) или архитектурная, помимо равновесия, должна обладать ещё и определённым ритмом. Гармония противоположностей, рождающаяся из сопоставления разных элементов (высоких и низких, больших и маленьких и т.д.), придает композиционному строю естественность, жизненную достоверность. Композиции, в которых есть такого рода «интрига» - гармония, которую зритель должен осознать, - активизирует восприятие». (Претте М.К. Как понимать искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. История, эпохи и стили. Пер. с итал. М., «Интербук-бизнес», 2002. С. 124).

Художники наивной живописи с вольной изобретательностью, живой непосредственной интонацией зачастую, не умея передать индивидуальное сходство, добавляют к портрету множество деталей и литературных цитат. Через своеобразный натурализм, перемещая признаки эпохи и социальной среды, они раскрывают внутренний мир, сущность характера портретируемого.

Наивный портрет разнолик – и глубоко сцеплен с фольклором, с корнями народного творчества, лубком. Творчество наивных художников  преподносит зрителю произведений, дающие богатую пищу для размышлений.


Наталья Вяткина

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com