Артпроцесс

 
18.10.2011

Расследуя перформанс. Часть 2. След искусства

Специфика перформанса как вида искусства в том, что после его окончания не остается материального свидетельства, которое можно было бы унести с собой или передать в музей (документация происходящего не в счет).

Нейронаучный эксперимент и перформанс Марины Абрамович «Измерение магии взгляда» заключается в 40-минутном смотрении на «собеседника». Первые и последние пять минут подопытные, простите, участвующие, смотрят на лампочку, вмонтированную в пол, находящуюся посередине между ними и источающую зеленый свет (видимо, потому, что этот цвет успокаивает). Когда лампочка гаснет взгляд необходимо направить в глаза человека, сидящего напротив – второго участника перформанса.

Мне в пару попала очаровательная и уже не молодая голландка Кристин. Говорили даже, что это подруга Марины Абрамович. Марина Абрамович, кстати, лично принимала участие в эксперименте не все время, в течение первой недели работы выставки, a только в определенные часы. Марина, не Марина – не суть. Энергетика и магия взгляда, конечно, у всех разные, но принцип ясен.

Вообще, это довольно утомительно непрерывно смотреть на другого человека, да еще и незнакомого (a именно они должны участвовать в эксперименте). Не говоря уже о том, что это довольно неприлично – пристальный взгляд на человека воспринимается все чаще с сексуальным подтекстом.

Но, оказалось, это все стереотипы. Подобные ощущения не возникают, так как заведомо известно, что это своего рода игра. Но игра с новыми правилами.

По-настоящему долгий взгляд на человека снимает твою «защиту» перед ним. Ты добровольно открываешься «собеседнику», позволяешь зaглянуть ему гораздо глубже, туда, куда не доберешься за привычные несколько секунд стандартного человеческого взгляда, прочитать то, что «записано» где-то в душе.

Перед сеансом необходимо заполнить анкету с вопросами, по которым можно определить вектор развития вашего головного мозга. Например, какой рукой вы пишете? Или: практикуете ли вы медитацию? У людей, занимающихся медитацией выше способность к запоминанию информации, повышенная стрессоустойчивость, а также более активные центры положительных эмоций. Известно, что у левшей больше развито правое полушарие мозга, отвечающее в том числе за творческие способности; у правшей – левое, более логическое.

Что же именно передавалось из моего правого полушария в левое Кристин, так же как и обратный ход этих волн, мне неведомо, но выглядит это примерно так.

Пристально смотреть в глаза Кристин на протяжении всего сеанса я не смог. Ее лицо время от времени расплывалось, и усилием воли я концентрировал взгляд снова на ее глазах, устраняя замутнение «картинки». Она же, как мне показалось, была более подготовлена, и с концентрацией у нее определенно дела обстояли лучше, чем у меня. Иногда у нее дергался левый уголок рта, показывая едва заметную, легкую и такую добрую улыбку, на которую нельзя было не ответить взаимностью. И это был не осознанный ответ на любезность, а искреннее желание, возникавшее, возможно, без участия мозга.

В какой-то момент все внешние раздражители, например, чьи-то голоса, перемещения в зале, звук от затвора фотоаппарата, перестаешь замечать, должно быть, воспаряешь над суетой. Если с начала эксперимента в голове звучит мысль: что я делаю в этом перформансе? – то по его окончании  испытываешь сожаление и как бы спускаешься на Землю. В прямом и переносном смысле. Когда во второй раз загорелась зеленая лампочка между нами, сигнализируя о завершении эксперимента, какая-то сила бесцеремонно потянула меня вниз. Возможно, это самое сильное ощущение  за сорок минут действия: тебя возвращают, а тебе уже совсем этого и не хочется. Медитативное состояние, в которое мы погрузились с Кристин, дает человеку какую-то (для меня новую) легкость, позволяет ему стать немного выше, или глубже…

Марина Абрамович много говорила, что важны чувства, которые испытываешь во время визуального контакта. Они могут быть самые разные: боль, грусть, радость, счастье. А Кристин после эксперимента сказала, что такое соединение взглядов – согласие дарить друг другу любовь.

Один из посетителей выставки в Гараже высказал мнение, что искусство перформанса заключается в присутствии художника: тогда человек может увидеть в себе что-то, чего обычно не замечает.

Двое студентов говорили, что искусство преформанса в самой ситуации, когда художник выходит за привычные рамки и начинает взаимодействовать со зрителем, зритель может принять в этом участие, может повлиять на художника.

«Искусство перформанса выражается в том, что создается интерактивная ситуация, когда ты чувствуешь волю другого человека, его осмысление мира, его протест и переживаешь эти чувства, а возможность пережить – самое главное в искусстве», – сказала мне преподаватель истории культуры.

Да, после перформанса ничего материального не остается. Но остается нечто большее. Остается то, чем славилось искусство во все времена – производимым на человека эффектом.

Перформанс, по мнению Марины Абрамович, – это энергия.

Но все эти определения перестают иметь значение, когда вспоминаешь ощущения, подаренные тебе этим произведением искусства, или научным экспериментом, или человеческой ситуацией. Ты просто чувствуешь эту энергию, а значит, она оставила в тебе след. След, по которому можно идти.

Текст Андрей Лукин

Фото Дарья Жмылёва, а также с сайта Центра современной культуры «ГАРАЖ»

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023