В Мультимедиа Арт Музее одновременно открылись выставки двух классиков фотографии ХХ века.
Два классика - два американца, родившиеся в Европе, – Уиджи и Роберт Франк. Первый представлен экспозицией «Обнаженный город: Нью-Йорк, Лос-Анджелес» (из коллекции Жана Пигоцци), второй – подборкой снимков из коллекций Музея фотографии города Винтертур и Швейцарского фотографического фонда.
Артур Феллиг, впоследствии взявший псевдоним Уиджи, родился в 1899 году в австро-венгерском Лемберге (Львов) и еще ребенком переехал с родителями в Америку. Из-за страстного увлечения фотографией он бросил школу, работал ферротипистом, печатником в лаборатории, помощником фотографа в «Нью-Йорк таймс». С конца 20-х снимает самостоятельно, сперва как криминальный репортер, затем для журналов. Позднее он был консультантом в Голливуде, сотрудничал со Стэнли Кубриком (тоже, как известно, имевшим галицийские корни). В период «оттепели» совершил лекционный тур по СССР.
Большинство его работ на нынешней выставке – из «криминального» цикла 1930-х – 1940-х годов. В ту пору Уиджи прославился как оперативный и жесткий папарацци, снимающий мир преступников и полицейских. Свою машину он превратил в походную лабораторию, оборудованную радиостанцией, а также техникой для проявки и печати. На снимках Уиджи предстает хроника уголовного мира и нью-йоркского «дна»: пожары, аварии, трупы, драчуны с кровоподтеками, убийцы, бездомные на улицах, сцены в вытрезвителе. На одном фото автором вручную дорисовано место гибели водителя грузовика. Работая по заказу нью-йоркской полиции, Уиджи в действительности создавал «многосерийный» социальный репортаж, с особой психологией и эмоциональным настроем. К «полицейскому» циклу примыкает подборка фото, сделанных в клубах, кинотеатрах, в опере, на концертах – далеко не глянцевая летопись публичных американских тусовок середины прошлого столетия.
Уиджи. [Актрисы района Боури Билли Доша и Мейбел Сидни, Нью-Йорк], 4 декабря 1944. © Weegee/International Center of Photography/Getty Images
В соседнем зале представлены его работы периода формальных опытов – в том числе «искаженные» портреты знаменитостей (Уиджи называл их карикатурами). Особенно впечатляют «шестилепестковый» портрет Чарли Чаплина, а также Сальвадор Дали, чье изображение удвоено, будто при отражении на поверхности воды.
У клубно-ресторанных снимков Уиджи есть что-то общее с некоторыми фотографиями Роберта Франка из его прославленного альбома «Американцы». Франк (швейцарец, родившийся в 1924-м и переехавший в США в конце 1940-х) сделал эти снимки во время автомобильного путешествия по Америке в 1955 году. Придорожные закусочные, обыватели в потрепанных машинах, пассажиры на автобусной остановке в Детройте, бары, пляжи, напыщенные «отцы города» Хобокен в штате Нью-Джерси... «Эти работы полны силы и энергии, но в то время они были прочитаны как злобная атака на США», – отмечает кураторы выставки Мартин Гассер.
Роберт Франк. Троллейбус, новоорлеанцы, 1956. Винтажная желатино-серебряная печать. Собственность Швейцарской Конфедерации, Федерального управления культуры (Берн)
Здесь показаны избранные работы из нескольких знаменитых циклов Франка – например, из серии «Черное, белое и прочее» (субъективное фотоэссе, где отдельные кадры объединяет чисто ассоциативная, интуитивно схватываемая взаимосвязь, а не линейная история). А работы из цикла 1949 года, изображающие эпизоды кантонального собрания в одном швейцарском городке, в свое время были отвергнуты издателями и ныне показаны публике впервые. Кстати, в будущем месяце, как было объявлено на вернисаже, открывается год культурного обмена между Россией и Швейцарией.
Андрей Мирошкин
Фото Дарья Жмылева
Выставка Роберта Франка открыта до 25 ноября, выставка Уиджи – до 16 декабря, Мультимедиа Арт Музей