В «Vicky David Gallery» (Нью-Йорк) прошла персональная выставка Рикардо Рендона – «Открытые работы» («Open works»), на которой были представлены произведения, выполненные из войлока.
Это первая персональная выставка художника в Нью-Йорке. В Мексике, где он живет и работает, Рендон благодаря концептуальности и минималистичности своих произведений, а также своеобразию визуального языка стал знаковым представителем молодого художественного поколения.
Начиная с 2003 года Рендон развивает собственное понимание роли художника и творческого процесса, переосмысляет сложившуюся художественную практику, и метод создания произведения, и работу с результатом. Несмотря на то что все большее количество художников поручают исполнение своих замыслов техническим специалистам, Рикардо Рендон создает работы самостоятельно, потому что, по его словам, новые идеи могут быть воплощены в художественное произведение только в момент их создания непосредственно авторском. Для Рендона произведение – это ознаменование череды творческих моментов, показанных через изменение состояния материала или рабочего пространства.
Одержимость процессом создания произведений толкает Рендона на поиски новых для него практик, которые часто требуют знаний и навыков в самых разных ремеслах, как, например, работа с кожей и камнем, слесарное и плотницкое дело. Осваивая их, Рендон комбинирует традиционные приемы с новыми технологиями, а привносить методы и подходы современного искусства.
Для выставки «Открытые работы» Рикардо Рендон экспериментирует с войлоком – материалом, с которым он работает с 2007 года. Художник пробивает небольшие отверстия и разрезы в больших листах войлока и экспонирует заготовки будущих объемных форм, подчеркивая этим значимость рабочего процесса. Способ обработки, который использует художник, не относится к традиционным войлочным технологиям; с точки зрения традиционного ремесла творчество Рендона – насилие над материалом. Идея создания ажурных форм не нова, на практике войлочное кружево создается из шерстяных нитей-жгутов в процессе валяния цельного произведения.
Рендон использует для своих работ неклассическое состояние войлока, исходный материал его произведений – большие ровные промышленные листы, окрашенные в яркий цвет. Создавая произведения, художник разрушает изначальную цельность исходного материала, разрезает пласты на волокна и использует в производстве войлочных изделий инструменты – нож и пробойник, свойственные для работы с кожей, тканью или резиной. Мягкость сырья и жесткость орудий производства, с помощью которых создается произведение искусства, – одна из бинарностей значимых в творчестве художника.
Рендон всегда оставляет в своих работах следы процесса их создания. Его действия предельно открыты и понятны аудитории и направлены на то, чтобы демистифицировать работу художника. Однако, несмотря на декларируемую Рендоном открытость появления на свет трехмерных форм, казалось бы, наглядно присутствующих на стенах галереи, у зрителя не возникает ясного осознания рукотворного процесса их создания, даже при демонстрации поэтапных действий художника. Для зрителя работы выглядят так, будто они возникли сами по себе, в результате естественного процесса, под воздействием внешней среды: прибитый к стене лист осыпался на пол маленькими кружочками и извилистыми лентами, превратившись в войлочное кружево без постороннего вмешательства. Подчеркнуто важный процесс творчества вступает в конфронтацию с визуальным впечатлением, которое рождает его результат, то есть художник подчеркивает бинарность ремесла и искусства.
Рендону удается поменять местами еще одну пару взаимосвязанных понятий. С технической точки зрения то, что художник называет произведением, считается отходом в промышленном производстве. Но подобный «мусор» в традиционном ремесле может считаться утилитарной целью работы.
Полный текст читайте в журнале "Декоративное искусство" №4/415 2013
Марта Яралова
Фото Наталия Хлебцевич