Артпроцесс

 
14.05.2014

Спектральные ландшафты Татаринцевых

Монументальные керамические объекты московских художников Ольги и Олега Татаринцевых — метафоры, не требующие комментариев.

Их творчество часто именуют минимализмом. Однако истинная сущность их искусства — максимализм. Они максимально концентрируют творческую волю, выражают идеи в максимально лаконичных формах. В 2011 году в Московском музее современного искусства и в 2012-м в Rappaz museum в Базеле состоялись их масштабные персональные выставки. Экспозиция в ммома, программно названная «Максимум исключений», объединила максимум объектов, образов и пространств: «Звук», «Дом», «ступени», «сегменты», «стога», «Поле», «Дорога». «Без комментариев», «Максимум исключений», «Часть и целое» — вот девизы Татаринцевых. Они вскрывают суть явлений посредством ритмов и повторов, потоков цветовых полос. Формообразующим мотивом становится игра с геометрическими фигурами.

Ритм и повтор изначально присущи искусству керамики. Столетиями повторяются выработанные мастерами формы кувшинов, амфор и чаш, повторяются ритмы, фигуры, символы магических орнаментов. Их квинтэссенцию Олег представил в инсталляции «Поле» (2006) на выставке в ММОМА. «Поле» засеяно монументальными чашами. Выстроенные рядами, они кажутся глиняной армией китайского императора. Чаши интерпретированы как новая версия пространства, это керамические радары, улавливающие солнечные бури. Иное художественное «Поле» показала Ольга. Она высказывалась как керамист и живописец, замысел будущего проекта реализуется одновременно в объемных формах и графических картинах, формирующих ритмический рисунок фона.

В центре экспозиции солнце из красных «сегментов» (2008). Вокруг светила, в круговой панораме, живописные панно «стога» (2005). Этот мотив, любимый у Клода Моне, у Ольги пронизан солнцем и небом и отражается в ритме объектов. Рядом натюрморт-«обманка», версия белого квадрата. Белый квадрат — свободное информационное поле — авторский знак Татаринцевых. Лист бумаги возникает как иллюзия из восьми белых фрагментов, изображенных на восьми керамических чашах. Восемь чаш — это также восемь оттенков белого цвета. Другой фундаментальный объект, представленный на выставке «Максимум исключений», — вымощенная оранжевыми плитками «Дорога» (2009–2010), проложенная по керамическому желтому полю. Этот объемный пейзаж можно повторить и воспроизвести в любых условиях. Дальняя дорога направлена к важной цели — светлой полосе горизонта, изображенной на картине Ольги.

Татаринцевы определили свой творческий путь и направление движения. От единичных объектов с изобразительными фигурными мотивами перешли к пространственной архитектурной ритмике. Их инсталляции 2010-х годов воспринимаются как метафоры природных ландшафтов. В основе всех ансамблей прямая линия, прямая перспектива, среда, охватывающая зрителя объемной геометрией. Ольга и Олег в полной мере владеют материалом, умеют выводить ровные углы, добиваться геометрической точности керамической формы, ровной окраски поверхности, получать в результате задуманные цвета и оттенки. Их работы можно назвать спектральной керамикой, им удалось разомкнуть плоть обычно неделимого сосуда, раздвинуть границы предмета в архитектурное пространство. Освоить новые пределы позволил метод повтора и умножения элементов. Их кариатиды и атланты — это кубы, пирамиды, сегменты и конусы.например, полый внутри объект из пластика размером с книжный шкаф, имеет ряды круглых иллюминаторов, делающих его похожим на океанский лайнер (объект «Дом» создан 2009 году и показан на Неделе дизайна на Сретенке в 2010-м).

Один из проектов 3-й Московской биеннале современного искусства (2011) «спальный район» предполагал использование всеми участниками старых металлических кроватей как остова и основы авторских композиций. Татаринцевы сохранили в неприкосновенности кровать, но задвинули ее внутрь объекта «Дом». Так была решена проблема взаимосвязи части и целого.

Татаринцевых волнуют самые разные проблемы художественной практики. Например, как удобнее и надежнее транспортировать хрупкие произведения искусства. Ответ дан в инсталляции «Почта» (2011). Художники предлагают комфортабельные деревянные ящики всех размеров, цветов и конфигураций. Ящики маркированы логотипами музеев мира (Метрополитен-музея, Центра Жоржа Помпиду, музея Людвига, Московского музея современного искусства, Государственного Русского музея), образ предельной концентрации художественных ценностей. Фирменные грузовые ящики пригодятся и самим Татаринцевым, поскольку они регулярно участвуют в крупнейших российских и европейских художественных проектах, и их работы находятся в музеях многих стран.

Предметный мир Татаринцевых устойчив, надежен, защищен. Их багаж — история искусства ХХ века. На «арт-Москве-2008» художники показали композицию «ступени» (2008), исполненную в белом шамоте, но выглядевшую как мраморный мемориал. «ступени» никуда не вели, освобожденные от уз архитектуры, от бремени подъема, они превратились в белые клавиши, по которым дозволено ступать вдохновению. Объект, ассоциативно связанный с книгой Василия Кандинского «ступени», привлек идеями Кандинского о соответствиях линий, цветов зрительным впечатлениям, звукам музыки, о значимости и силе воспоминаний. «В комнате средней величины висели только совершенно одни часы на стене. Я стоял тоже совершенно один перед ними и наслаждался белым циферблатом и написанной на нем розой пунцово-красной глубины». Кандинского воодушевляли контрасты между массой и линией, точностью и расплывчатостью, сплетением линий и потеками красок.

Свою версию о взаимосвязи розы и циферблата Ольга выразила в инсталляции, объединившей три объекта — ритмические живописные панно «Линия звука», «Звук» (2009– 2010) и объемную композицию с повторяющимися элементами «Форма звука» (2010). Инсталляция представляла видимый звук и ассоциировалась с концертным залом. Живописные панно играли роль сцены, экрана, симфонического оркестра, шеренга цветных керамических блоков создавала образ зрительного зала, пространственной акустики. Татаринцевы свободно управляют амплитудой цветовых спектров, звуковых регистров, градациями масштабов и возможностями трансформации материи. Тотальная динамика выражена в инсталляции «сравнение температур» (2011). Это исчерпывающий образ спектральной керамики, которая сама является искусством высоких температур. Многоцветные цилиндры, от алого до черного, выстроены по спирали, раскручивающейся изнутри вовне, из огненного ядра к темной бесконечности. Это и героическая формула Везувия, и образ первоматерии — строение клетки и иллюстрация теории Большого взрыва, создавшего вселенную. Армию цилиндров невозможно сосчитать. Меняя последовательность их расстановки, Ольга и Олег управляют балансом температур то ли в окружающей среде, то ли в целом во вселенной. Пит Мондриан считал, что устремленные вверх разветвленные деревья повторяют воображаемый каркас пространства. Он рисовал с натуры сплетения стволов и веток. Далее натурные рисунки становились основой чеканных геометрических построений в графических и живописных композициях.

Татаринцевы также трансформируют природные формы, но ведут отсчет не от каркаса, а от общего геометрического объема, конструктивной оболочки. Все вертикали и горизонтали, все градации цветовой шкалы они совместили в единый блок, заключили в надежную оболочку. Лаконичный дизайн распространяется на способ хранения. Все элементы будущих скульптур и инсталляций упакованы в керамические «снопы», которые были созданы Ольгой в 2001 году и ныне хранятся в национальном музее монументальной керамики Украины. «снопы» — переход от природных форм к рукотворным, от раздольного пространства — к уплотненному объекту. Рукотворные «снопы» Ольги спрессованы в кубические блоки. Кажется, в них собрано все стеблеобилие полей, все ритмы, звуки, полутона. Четыре «снопа» окрашены в тона природных элементов. Синее и желтое — небо и поле, красный круг и темный круг — день и ночь.

Смысл всех инсталляций Татаринцевых прочитывается без комментариев. Поэтому и проект 2013 года, представленный в галерее pop/ off/art в Центре современного искусства «Винзавод» в Москве назван «No comment». Но, по логике парадокса, именно к этому проекту были специально подобраны статистические данные о проблемах детей и подростков. В отличие от предыдущих работ, художественная метафора здесь дополняется полемическим информационным полем. Этот прием авторы используют, чтобы придать проекту большую остроту, актуальность, социальную значимость.

Пространство проекта создает Зазеркалье, страну чудес, где нет пока Алисы. За стеклянной стеной галереи Pop/Off/Art видны две группы объектов. Инсталляция «No comment» развертывается в двух плоскостях. На полу размещены золоченые керамические шары, из стены, на фоне огромной тени истребителя пятого поколения, вырастают разноцветные детские игрушки-пирамидки. Эффект композиции в резком контрасте черной авиатени и разноцветных праздничных пирамидок. Истребитель дан как тень, пирамидки — как реальные объекты. Художники призывают беречь волшебный мир детства, заботиться о нем и дорожить им. Посетители выставки имели возможность сфотографироваться на фоне грозного истребителя, а также приобрести одну из пирамидок. За много лет совместной работы Ольга и Олег создали узнаваемый «стиль Татаринцевых», их общие экспозиции и общая концепция всегда возникают как союз равноправных авторских идей. Искусство Татаринцевых — один из векторов многообразных поисков в современной керамике. Программно отказавшись от изобразительных камерных форм, они управляют пространством, где сходятся живопись и скульптура, пространство и цвет, частное и общее.

Материал опубликован в новом номере журнала «Декоративное искусство» #6/417

Текст Сергей Орлов

Фото Павел Киселев

На фото: Ольга и Олег Татаринцевы. NO COMMENT. 2013. Шамот, глазури. Вид экспозиции Rappaz museum, Базель, Швейцарии. Вид экспозиции. Rappaz museum, Базель, Швейцария. Вид экспозиции NO COMMENT. 2013. Шамот, глазури, полистирол. Галерея pop/off/art, Москва.

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023